Больше историй

2 декабря 2020 г. 13:38

1K

О фильме «Первая ночь покоя» (реж. Дзурлини) 1972г. Рецензия ( возможны спойлеры).

Что такое «первая ночь покоя»? Это первая ночь после смерти ... потому что не видишь снов.

«Первая ночь покоя» Валерио Дзурлини считается одним из лучших фильмов с Аленом Делоном, а многие зрители искренне почитают эту картину шедевром. Чем же в действительности является данная итальяно-французская драма, в которой культовый актер предстает в несколько нестандартном образе?

картинка Beatrice_Belial

Главный герой ленты Даниэле (в исполнении Делона) - измученный жизнью, имеющий непростой опыт, зрелый мужчина. Он - преподаватель литературы, который влюбляется в свою ученицу. На первый взгляд, сюжет банален до жути и кажется, что нас ожидает типичная романтическая пустышка на тему истории любви молодой девучшки и ее опытного любовника. На деле же, Дзурлини снял тяжелую психологическую драму, построенную на умелом препарировании нравственных ориентиров молодежи (и не только) 70-х годов. Картина ярко демонстрирует и социальные язвы европейского общества того периода, показывая, что в любые времена вопрос денег всегда встает поперек вопросов чести, нравственности и любви.

Визуальный ряд фильма имеет несколько весьма сильных сторон, так что насмотренный зритель сразу понимает, что в этот раз ему досталось не проходное кино, а нечто вполне претендующее на звание произведения искусства от мира кинематографа. Красивые виды природы, которыми режиссер, словно бы, маркирует плавное повествование своего фильма и стильные наряды героев. О, эти наряды, в которых актеры, итак будучи красавцами и красавицами, еще и демонстрируют простую, но столь притягательную своей практичностью, не противоречащей изысканности, моду 70-х. Сегодня всего этого очень не хватает. А в «Первой ночи покоя», безусловно, присутствует манящая эстетика с легким налетом разврата (аля эротика 70-х) и довольно таки сильной смысловой составляющей. И еще несравненная красота уже зрелого Алена Делона, чей печальный взгляд притягивает к экрану словно бы магнитом, заставляя сопереживать главному герою картины с первых же минут. Но помимо красоты в этом фильме Делон выдает и весьма достойную актерскую игру, к которой не может быть никаких нареканий (ни с точки зрения «проживания внутреннего текста» ни с точки зрения «актерской техники»). Справедливым будет сказать, что Делон сделал этот фильм в большей степени, чем сам Дзурлини и не только своей красотой, но и актерской игрой, развивая образ, построенный на беспредельном внутреннем одиночестве героя, разрывающегося между болью своего прошлого, безысходностью настоящего, страстной любовью к своей студентке Ванине и жалостью к его сожительнице (или жене?) Монике.

Кстати, говоря об актерском составе нельзя не отметить потрясающую красоту актрисы Сони Петровны (да, ее родственники – выходцы из России), и добротную, а местами невероятно трогательную, игру замечательного Джанкарло Джанинни (сыгравшего в фильме героя по кличке «Паук»).

картинка Beatrice_Belial

Присутствует в фильме и атмосфера страсти, представленная в своеобразной манере итальянского эротизма, порою чрезмерно откровенного, но очень естественного и искреннего. Сцена секса между героями Сони и Делона оставляет странный осадок, с одной стороны демонстрируя зрителю грамотный подход режиссера к постановке (Дзурлини показывает несколько интереснейших аспектов характеров и взаимоотношений персонажей), с другой – настоящую страсть, но без пафоса и сладости, как это и было принято в кино 70-80-х гг.

Социальные аспекты ленты, хоть и банальны, но от того не менее сильны. Вечная дилемма выбора между богатым и бедным женихом; развратная молодость, ставшая следствием нищеты; и мужская проблема вынужденного примирения с грязным прошлым своей возлюбленной. Обедневневший аристократ в исполнении Делона сталкивается в схватке за сердце главной героини с богатым и замешанным в дурных делишках подонком с явно не благородным происхождением. Так, перед Ваниной открывается, что, оказывается, мужчина иногда может не только бить женщину и демонстрировать ее, как свою красивую игрушку, но и говорить с ней и даже дарить книги. Впервые с этой девушкой кто-то обращается, как с человеком, и этого оказывается достаточно, чтобы решить вопрос ее внутреннего выбора.

Помимо прочего, Дзурлини даже попытался провести в картине религиозный слой повествования, выстроив вполне очевидные параллели между Даниэле, как Христом (одиноким, непонятым, несчастным) и Ваниной, как Марией Магдалиной (обретающей спасителя в образе Христа и воплощающего для нее любовь и нравственность). Однако именно эта линия режиссеру не удалась. Она была плохо простроена, практически не поддержана сценарно, не выражена на уровне символизма и от того получилась какой-то лишней в этом фильме. Да и с логикой взаимодействия разных смысловых пластов фильма у Дзурлини не вышло идеала ( в конце концов, он – не Тарковский), а потому в «Первой ночи покоя» не будет ни изощренного символизма, ни особой интеллектуальности, ни философских диалогов. Зато там будет правда жизни, воплощенная в очень красивой форме (спасибо потрясающим данным Сони и Делона).

В целом, эта картина стала для меня далеко не шедевром, но очень трогательным и отчего-то надолго запоминающимся фильмом, в котором режиссер, хоть и не сумел подняться на слишком уж высокий уровень, но все-таки справился с задачей создания сильного и умного кино. Боюсь, мне никогда не забыть прощального взгляда Даниэле (героя Делона), его неизменно печального лица, его абсолютного одиночества (которое не исчезает даже в любви с Ваниной) и довольно логичного для него финала, который возносит этого героя на уровень некоего идеала, вполне, однако, реалистичного.

Этот фильм определенно не является мелодрамой для женщин. Напротив, я думаю, что мужчинам он будет даже интереснее по целому ряду причин и заставит задуматься над многими важными вопросами.

P.S. Кстати, в картине есть любопытные параллели с «Ностальгией» Тарковского. Тоже Италия, тоже печальный и измученный жизнью главный герой, тоже красавица, пытающаяся его соблазнить, и даже есть сцена с той самой «Мадонной дель Парто» Пьеро дела Франчески. Эта фреска в «Первой ночи покоя» также фокусирует внимание зрителя на проблематике женской сущности и ее предназначении в мире.

О других работах автора в области литературы и кино читайте здесь.