Больше историй

10 ноября 2020 г. 13:29

728

Отрочество,литература и полемика с Мариэттой Чудаковой

Я отчетливо помню свое детство и отрочество.У меня не было тяги к литературе,ни к русской,ни к зарубежной в целом,о чем я глубоко сожалею.Мир литературы я открыл для себя относительно недавно,лишь два года назад.Возможно,имея разный читательский опыт с автором данного отрывка,мое мнение несколько отличается.Если говорить про привычки,то по-моему они формируются на протяжении всей нашей жизни.Важные решения также принимаются несколько позже.Привычки и решения,принятые в отрочестве крайне нестабильны.Дело в том,что нужно обладать большей осознанностью,чтобы все это сформировать,а про какую осознанность можно говорить в отрочестве?

«В это важное,но короткое время или прочитываются некоторые книги-или не прочитываются уже никогда» - пишет автор.Видимо,в этом утверждении автор имеет в виду,что есть книги,которые могут притягивать лишь в том возрасте,или же которыми можно проникнуться только в отрочестве.Да,есть такие произведения,но я не согласен с тем,что существуют такие книги,которые читать уже будет поздно,тем более «не прочитываться уже никогда».Есть такие произведения,которые рассчитываются на школьную и дошкольную аудиторию,однако автор вкладывает нечто большее в свои работы и получается так,что читателями могут быть люди далеко за двадцать.Взять ту же всеми известную эпопею о «кольцах» Джона Рональда Руэла Толкина,или же «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя,«Белы Бим Черное ухо» Троепольского и т.д. Все эти произведения стоит прочитать в любом возрасте,читательский опыт здесь даже не имеет значения.

Теперь разберем «три закона чтения» Мариэтты Чудаковой.Первый гласит,что нет книг,которые читать – рано.Я не согласен с эти утверждением.Смысл чтения заключается в том,чтобы уметь анализировать то,что прочитал,а также уметь проецировать образы в голове и все это усваивать.Сомневаюсь,что дав двенадцатилетнему мальчику того же самого Михаила Булгакова,Германа Мелвилла или Зигмунда Фрейда он что-нибудь поймет и вынесет из этого. Про произведения Патрика Зюскинда и Джорджа Мартина я лучше промолчу.Возьмем в пример «Мастера и Маргариту» Булгакова,ну или даже повесть «Роковые яйца».В обоих примерах огромное количество метафор и абстракций,которых иногда не может понять даже взрослый человек.Если конкретнее,можно привести в пример эпизод из «Мастера и Маргариты»,где свита Воланда воздвигая бесплатный французский магазин верхней одежды и обуви,они видят стремление людей поскорее избавиться от своей и заменить ее новой.Когда же до закрытия «магазина» осталось несколько минут,все начали толпиться,толкаться и брать без разбора все вещи подряд.Увидев все это Воланд сказал:«Люди как люди,за 200 лет ничего не изменилось…».Выбежав на улицу,люди остались без одежды голышом,мне кажется,что этим самым Булгаков хотел показать настоящую людскую личину,а также по-моему это была отсылка к библии,когда дьявол выступил в роли искусителя для Евы и она вкусила запретный плод,затем стала стыдиться того,что она голая.Воланд сделал тоже самое.Все это завуалированно и понял я это лишь дискутируя с моим товарищем.Можно приводить множество примеров,но суть в том,что есть произведения,которые читать рано.
Второй закон гласит,что есть книги,которые читать – поздно.Я снова не согласен с этим утверждением.Все зависит от того,что ты ищешь.Взрослый,начитанный человек может читать художественную литературу,того же самого «Гарри Поттера»,«Алису в Стране чудес»,«Над пропастью во ржи»,если он хочет абстрагироваться от реальности или найти себя.У меня есть товарищ,который старше меня в два раза,но при этом он может читать на одной неделе профессиональную литературу или же какую-нибудь антиутопию,а на следующей подростковое фэнтези.Читать-никогда не поздно.
С третьим «законом» я категорически не согласен.Именно в отрочестве,имея малый опыт,можно составить список,в котором будет много чепухи,а также который в дальнейшем тебя разочарует.Даже бульварную литературу когда-то стоит прочесть,чтобы проанализировать и сравнить с «высшей»,а также понять автора и сделать для себя выводы.Как говорил известный современный писатель Дмитрий Глуховский:-Ну прочитай ты Донцову,дай ей шанс.

Подводя итог,хотел бы отметить,что убеждения Чудаковой крайне радикальны,особенно для литературы.Когда дело касается книг,поэзии,прошу,не загоняйте себя и других в рамки.