Больше историй

24 октября 2020 г. 22:31

2K

«…в произведениях писательского искусства настоящая борьба ведётся не между героями романа, а между романистом и читателем…». Владимир Набоков «Другие берега»

«Надежда Александровна, дошедшая до яблонь, сорвала и закусила крепкое шишковатое яблочко, невзрачную уродушку, вскипевшую на губах теплым, душистым соком. Груши оказались еще твердокаменные, древесные и на вкус, и на вид, зато в терновнике Борятинская попаслась вволю, совсем забыв о приличествующих роду и фамилии условностях и только крякая, когда на голову ей шлепались мягкие переспелые сливины. Самые лакомые, сизоватые, насквозь прозрачные, наливные – висели выше всего, и от прыжков и веселых усилий под мышками у Надежды Александровны быстро стало горячо. И предательские прозаические пятна на ее полотняном платье спустя восемьдесят с лишним лет превратились в прекраснейшую из цитат в автобиографическом романе никогда Борятинскую не знавшего писателя и поэта. Но нет, слишком рано – в 1869 году на свет родился только его отец…»

«СТОП, дальше вы читать не можете» - сказала мне Марина.
«Но позвольте, это же самое начало романа и мне очень нравится» - прервав чтение, я была недовольна.
«Но нельзя же «глотать» фразы, пусть и самые витиеватые и медоточивые, совершенно не вникая в их смысл. Вот вы только что прочитали, что я восхищаюсь прекраснейшей цитатой из романа некоего писателя. И что же? Кто этот писатель? Я хотела бы услышать ваш ответ» - Марина не уступала.
«Это что, квест литературный? Или тест – не ответишь, значит ты недостаточно образован и такой высокохудожественный текст читать не можешь?» - раздражённо, вместо ответа, бросила я свои вопросы.
«Нет конечно, книга у вас в руках, и вы можете читать, совершенно не обращая на меня своё внимание, но, как мне кажется, автор заслуживает уважения и к вам он обращается как к другу, которого хорошо знает и любит».
«Просто я не знаю, что ответить. Может быть это Пастернак? Нет? Хорошо, вы правы – надо выяснить, ведь между нами должны быть ясность и взаимопонимание» - именно так я и поступила, отложив на время книгу одного писателя и отправилась на поиски другого. Ответ в заголовке истории.

Комментарии


Что речь идёт о Набокове угадывается сразу - по дате рождения его отца и по отсылке к "автобиографическому роману писателя и поэта". И да, сразу приходят на память "Другие берега" - воспоминания об утерянном рае, который так прекрасно рифмуется с почти райским Садом Степновой. Замечательно, что вы это тоже уловили - в Саде почему-то редко кто слышит набоковские мотивы.


Мне кажется, что "Другие берега" является метатекстом для "Сада". И не случайно Марина Степнова говорит о нём в начале своего романа.


Ну сводить к одному Набокову эту избыточно интертекстуальную вещь было бы слишком просто. Я так понимаю, Вы ещё не читали? Почитайте, и увидите, сколько там намешано)


Да, Ирина, я согласна с Вами и с интересом прочитала Вашу рецензию. Но на Набокова идёт конкретная литературная отсылка. А на других писателей тоже? Если я пропустила, подскажите, пожалуйста. Мне, правда, очень интересно.


Многократные ссылки в тексте есть на Толстого, именно - на "Войну и мир". Но ещё больше Толстой "чувствуется". Роды княгини, её смерть - сразу вспоминаешь смерть Андрея Болконского. Ну и Чехов, конечно. Само название, символическое значение Сада - это настолько на поверхности, что обычно даже не рассматривается. На самом деле Сад - это сплошная аллюзия. Поэтому и Набокова мало кто заметил, что там гораздо больше Толстого и Чехова. А если как следует покопаться, то ещё много кого найдёшь. Сад, собственно, так и задуман, мне кажется)


Спасибо! Очевидно так и был задуман и это здорово, потому что даёт возможность после прочтения ещё долго обсуждать его и говорить о русской литературе. А Вам не показалось, что кроме Чехова там есть аллюзия на сад Плюшкина в поэме "Мертвые души"?


Ну, если в том плане, что сад был неотъемлимой частью каждого поместья, следовательно, частью жизни, даже философии. И, конечно, отражал характер хозяина. Явление Сада Степновой интересно ещё и вот чем. Современная литература всё больше сводиться к утилитарному языку, обширные описания природы, нормальные в 19 веке, сегодня, казалось бы, немыслимы уже. И вдруг - бац- Сад! И читают, и вникают, и восхищаются)