Больше историй

11 сентября 2020 г. 14:45

2K

О женщине, чудовище и чуде.

Лето раскинулось за плечами широким, щедрым шумом листвы и тихого солнца, словно уставшие крылья.
Прислоняюсь этой лиственной, солнечной роскошью крыльев к прохладной стене высокой синевы дня и, переводя вздох сердца, крыльев, смотрю на мир чуть иначе, как на утраченный рай.

Есть в моей памяти детства округлая, как островок света, вспышка Эдема.
В нашей деревне, где я гостил каждое лето, была чудесная, деревянная старая школа, сделанная словно бы из Древа познания добра и зла.
Мне почему-то в детстве казалось, что таких деревьев много. Адаму и Еве просто не повезло и они в нетерпении сердца съели незрелый плод и им стало плохо до тошноты, предвосхитившей экзистенциальную тошноту Сартра.
К слову, один из странных и живописных снов моего детства: Адам опёрся рукой о дерево, нагнулся, и его тошнит.
Ева скрылась в кустах и сидит там: ей плохо…
Показывается ангел, словно строгий сторож в тёмном, намокшем плаще старых крыльев.
Им ужасно стыдно, их выворачивает наизнанку, они чувствуют себя обнажёнными и одинокими, как никогда.
В какой-то миг ангелу становится стыдно и он замолкает, отворачивается.
Жутко шелестит чешуёй вечерний кустарник от просиявшего ветерка крыльев взлетевшего ангела…

Да, это была чудесная и странная школа, по ту сторону лета, Леты: идеальная школа, в которой не было детей и даже взрослых.
Рядом был прекрасный сад, где росли в том числе и яблоки — медовый налив.
Меня в детстве просто очаровало это название сорта, словно бы сам Мичурин в раю продолжал выводить, припоминать Эдемский сорт яблок и наконец-то вывел.
Маленькие, дымчато-жёлтые яблочки, созданные как бы для детской ладошки, были похожи на тёплые янтари в лиственной ряби воздушного прибоя.
Интересно, почему Адам и Ева на всех картинах изображаются как взрослые?
Дети бы не заметили греха, они уже — маленькие боги, по ту сторону добра и зла.
Для них все плоды и цветы — плоды и познания и сразу — жизни.
Ах, если бы на детей сошёл некий святой дух и они написали бы библию! 
Какой дивной сказкой, незамутнённой шумом взрослых страстей и мыслей, засияла бы история про Адама и Еву!
В детстве я представлял Адама и Еву как детей, и потому отношение к ним ангелов и бога представало для меня в кошмарных тонах Иеронима Босха: ангелы, со звериными лицами, заколдованными, словно бы вкусили плод не невинные дети, а ангелы и бог, в своём желании обречь людей на Ад.
Звери, и в Аленьком цветочке и в жизни, виделись мне грустными и падшими ангелами, расколдовать которых можно только любовью.

Необыкновенная, синяя тишина сквозилась в листве яблони.
В вечерний ветер она напоминала прекрасного ангела, трепещущего всем своим солнечным оперением: у этой яблони были голубые глаза, как и у меня.
Подойдёшь бывало к ней, обнимешь, и сквозь ствол, ветвистую тишину, как бы растущую в небо из твоей детской груди, чувствуешь весь этот крылатый, спелый трепет листвы, купающийся в синеве блёсткими спинками каких-то райских рыбок.
Закроешь глаза и кажется, что ангел обнял тебя и вознёс над землёй, незадолго перед тем, как на ней случится что-то страшное...

В этом школьном, опустевшем Эдеме, под яблоней, мне приснился странный сон о том, как падший ангел возносит Еву, сорвавшую запретный плод, куда-то далеко от Земли, где нет искушения и греха, где шумят одни лишь голубые сады планет.
Адаму больно без Евы. Она ему бесплодно и мучительно снится каждую ночь. У Адама происходят ночные поллюции: мужское семя грустно проливается на землю, словно кровь ещё нерождённого Авеля.
Ему стыдно тем экзистенциальным, клиновидным стыдом, когда все ангелы, все царства небесные, устремлены на одного него, и смотрят, смотрят всей бессонной и звёздной громадой на его ночной грех и муку: не на кого больше смотреть.
( в этом сне сказались муки и экзистенциальные страхи первой мастурбации, с её разрушением райской чистоты детства и ощущением, что умершие бабушка и дедушка, ангелы и даже собака, все-все, смотрят на меня и осуждают).

И вот, Адам решается узнать, куда пропала его любимая, кто её забрал, похитил.
Он пробирается ночью, как вор, за ограду, к запретному Древу Познания.
Ему Рай — не рай без любимой. Жизнь — не жизнь.
Если она умерла, вкусив плода, он тоже хочет быть с нею и в смерти.
Адам вкушает яблоко, как яд, тоскуя по Еве.
Он искренне думает, что умрёт ( первый Гамлет во вселенной: быть или не быть), и станет как бог… который его всегда пугал, т.к. был похож на грозного и неведомого призрака в Раю, говорящего из яркого плеска листвы, грозы над вскипевшими водами…

Бог был как бы чудовищем из сказки Аксакова: был заколдованным и прекрасным ангелом, у которого вместо аленького цветочка, было маленькое яблоневое деревце.
Никто не мог расколдовать бога, вернув ему человеческий образ.
Бог умирал в раю и его чёрная, как бы тлеющая тень легла на грядущее, заполыхав там кострами инквизиции, адом Освенцима и распятиями.
Когда Адам вкусил запретный плод и упал в цветы, бледный, без сил, расправив руки крестов, всё это пронеслось в его последнем сне, как в кошмаре: ему приснилась Ева — жизнь, поруганная, похищенная.
Ему приснилась его собственная жизнь в веках — без любви, и это было страшно.
Адам, от тоски по любимой, превратившийся в чудовище, кожа которого заросла щетиной травы и терновника, лежал без сознания под Древом Познания, и над ним, в одиноком Эдеме, грустно шумела листва и тёмные птицы, как осенняя листва, уносились ветром в сторону заката: птицы летели как безумные в огонь заката и сгорали в нём.

Адаму приснилась счастливая и тихая звезда, на которой жила Ева с ангелом.
На этой звезде не было добра и зла, костров инквизиций, распятий и войн с именем бога на устах.
Адаму снилось, что этот Анлел — это он, его душа, покинувшая тело и обнявшая спящую Еву широкими крыльями, похожих на белоснежную простыню царского ложа, вознесла её, живую, ранимую, на далёкую звезду, подальше от бреда Земли.
Да, мне в Эдеме, под яблоней.. или Адаму, не знаю, приснилась та сиреневая, путеводная звезда, на которой живёт Ева с ангелом, среди царства животных и цветов.

На этой далёкой звезде были странные, беззвучные грозы, медленно ветвившиеся в сиреневом небе.
Все милые животные и цветы, деревья и реки, были как бы живыми мыслями женщины, нежно ей послушных.
Ангел, когда хотел поцеловать женщину, самую сокровенную мысль её, просто подлетал к прохладной, спелой синеве шелеста вечерней листвы, и целовал её, душу женщины под звёздами, высоко над землёй, и женщина это чувствовала на земле, даже вдали от ангела, и улыбалась, касаясь своего живота, в котором как бы тепло и ярко шумела листва.

А потом мне снилось, как Адам умер в вечернем Эдеме, улыбаясь счастливой, путеводной звезде, населённой любовью.
Вместе с Адамом умерли и все ужасы грядущего. Умер и бог в этом Эдеме.
Земля снова стала прекрасной, безгрешной..
Шёл светлый дождь, под наклоном, как почерк ребёнка, и казалось, что сквозь рожь голубую дождя кто-то идёт и смеётся.
Земля стала похожа на мысль счастливой женщины, задремавшей в объятиях ангела на далёкой звезде.
Бога словно бы расколдовали любовью и он стал — жизнью всецело, без остатка: бог стал улыбкой счастливой женщины.

Когда я проснулся в Эдеме возле старенькой школы с вороном на крыше, заросшей звёздами и тишиной, я запустил в небо воздушного змея.
Это тоже было счастьем: я запускал воздушного змия прямо к звёздам!
Рядом был старый колодец, как срубленное Древо Познания ( от греха подальше, кто-то добрый, незримый, срубил его).
Заглянув в него, я увидел вместо годовых колец — вечность.
Бросил яблоко в тёмную воду и она ожила разводными кругами орбит среди звёзд.

Был ещё один странный сон из детства.
В 3 классе я стал свидетелем чуда: у окна, в школе, я видел двух прекрасных ангелов.
Они стояли в свете весеннего солнца, скошенного, как заваливающееся дерево, и, не обращая внимания на меня, разговаривали женскими голосами о самой трагичной и прекрасной истории любви: Ромео и Джульетта.
Занавеска, за плечами одного из женских голосов, развевалась лазурным крылом.
Это было настоящее откровение, словно бы они говорили чуточку и о моей душе, о родине моей души — красоте и печали.

Поднялся в библиотеку по ступенькам на 3 этаж как зачарованный, неся в груди их голоса, как голубые цветы: я поднимался как бы чуточку и на небо.
Библиотекарша, прелестная женщина в очках, отведя взгляд от журнальчика на столе, перевела его с грустной улыбкой на меня, словно бы в том журнальчике была запись о вновь прибывшей к ней, на небеса, душе.
В этой райской библиотеке, среди портретов незнакомых людей, с бородами и без, больше похожих на апостолов и херувимов ( Толстой, Достоевский, Есенин, Цветаева), голос спросил меня, зачем я пришёл.
И как бы протянув мне участливо ладонь голоса:
- Наверное, хочешь что-нибудь про животных?

Голоса сказал это так естественно и по доброму, словно здесь, в раю, мне в первую очередь будут интересны животные.
Быть может она проведёт меня вон за ту тёмную полочку и там я встречу свою милую умершую собаку…
Нет, сказал я, мне нужно про любовь ( удивлённые, чуть насмешливые плечики голоса библиотекарши как бы откинулись на спинку кресла).
- А тебе не рано про любовь?
В уме, оступившимся эхом: рана.. любовь… — самое то.
- У вас есть про Рому и Джульетту?
( снова улыбка голоса и распрямившаяся мне навстречу осанка женского доверия к совсем ещё юной душе).

Шёл по улице с книгой в рюкзаке, со счастливой улыбкой и предвкушением тайны: рюкзак, с книгой в ней, чудесным весом оттягивал мне плечи, словно бы у меня за спиной, в рюкзаке, были крылья: моя сменка в раю.
Придя домой, увидел гостей, и почему-то, в странном нетерпении сердца, уединился с книгой в туалете.
Прислонился к стенке и сполз по ней на пол, как раненый.. в сердце.
Листал страницы, сердце, слова… искал голоса ангелов у окна, находил их милые тени, похожие на источенные жучками сквозные, осенние листочки.

В самом низменном и прозаическом месте быта — туалете, я душой возвышался до бытия и чего-то бестелесного, звёздного.
Первый катарсис в моей жизни в этом странном месте, этот иррациональный контраст высокого и низкого, навсегда отразился в моей душе.
Я читал книгу не по порядку, а как ангел, с разных сторон, во все плоскости, стороны книги: листал страницы слева направо, справа налево, жадно читая сверху вниз и наоборот: в письменном эквиваленте, так читали бы японцы, арабы, евреи, англичане..
Я как бы читал Шекспира на всех языках чувств, как ангел читает сразу чувства, минуя туман слов.

Парил в небесах в туалете и плакал, и отвечал невпопад на тени голосов из-за двери, как бы вызывавших меня на странном спиритическом сеансе.
Я выпал из времени, страны, эпохи.
Меня, моей души, действительно не было за дверью. Меня.. не было несколько часов.
Бог знает что подумали голоса, когда я вышел из туалета к ним с Шекспиром, держащим меня как бы за руку.
В эту ночь, история Джульетты странно отразилась на моём сне, в который вплелась сказка Аксакова и легенда о Еве.

Адам в моём сне — был богом, зачарованным, проклятым в своём роскошном, но таком одиноком Эдеме.
Бог был — чудовищем, прекрасным чудовищем, которому приснилась женщина, как некий рай и жизнь сердца, жизнь, заселившая красотой и грацией — Эдем, придав ему смысл.
Сон странно мерцал, как луна в наплывах туч: то появлялся, то пропадал.
Но на всю жизнь мне запомнился образ умирающего бога — чудовища, под осенним, облетающим Древом познания добра и зла.

Адама.. бог, умирал под деревом, и в его вечном уме, не знающем времени, проносились мглистые тени всего того ужасного, что сбудется в мире после грехопадения… в мире, как бы лишённого женщины, её света и слова.
Адам вкусил яблоко, как яд, и умирал.
В последний миг, когда Эдем уже был охвачен жёлто-алым пламенем осени и на Древе Познания оставался, трепеща как алое сердце, последний листок, явилась Ева.
Она явилась, опоздавшая, преданная, как бы из сна Адама, из грядущих и адских времён гонений на женщину вообще, на красоту жизни, искусства.
Но было уже поздно. 
Ева со слезами на глазах склонилась на колени к умирающему вместе с миром богу, тихо прильнув к его устам, желая вкусить из его уст, как Джульетта, вкус запретного поцелуя… желая умереть вместе с ним.

Меня разбудил дождь за окном: я так и не узнал чем закончился этот демонический и беззаветный поцелуй женщины.
Тайна этого поцелуя стала для меня символом Аленького цветочка, заложенного между страниц любимых мною книг и даже ладоней друзей, которые я как бы перелистывал, в поисках этого гербария поцелуя.

картинка laonov

Комментарии


Все как один большой сон — совершенно неожиданные вещи вытекают друг из друга.


Да жизнь вообще есть один большой сон...
Спасибо вам за внимание)


Очень понравилось) Даже не хочется ничего выделять, каждый эпизод, по-своему яркий, плавно перетекает в другой и формирует гармоничное целое, где сон пересекается с реальностью, литературой, детскими переживаниями... и летом в деревне.
Думается, что многие из нас смогут соотнести что-то из своего прошлого с тем, что ты рассказал в истории... и про предвкушение тайны, кода обзавёлся новой книгой (особенно в детстве это так, с годами всё меньше), и про то, как можно в самом прозаическом месте "возвыситься до бытия и чего-то бестелесного, звёздного", и про чтение не по порядку (я одно время грешила этим)
Нет, всё-таки выделю один момент)

Маленькие, дымчато-жёлтые яблочки, созданные как бы для детской ладошки, были похожи на тёплые янтари в лиственной ряби воздушного прибоя.

Люблю такие яблочки живописные)

Саш, спасибо тебе за трогательную историю!)


и про предвкушение тайны, кода обзавёлся новой книгой (особенно в детстве это так, с годами всё меньше)

Да, с годами меньше.. хотя у меня иной раз получается.
Могу с иной купленной и желанной книгой даже потанцевать, провальсировать на радостях)
Так, вальсировал с Вирджинией Вулф по комнате в чудесной фиолетовой обложке и.. ногой больно ударился о столик)

Ника, огромное тебе спасибо за внимание и понимание)
История вышла странноватой... спасибо.
Отличного тебе дня, Никуш)
Пусть этот спелый день, как медовое яблочко упадёт тебе в ладонь)


Лето раскинулось за плечами широким, щедрым шумом листвы и тихого солнца, словно уставшие крылья.
Прислоняюсь этой лиственной, солнечной роскошью крыльев к прохладной стене высокой синевы дня и, переводя вздох сердца, крыльев, смотрю на мир чуть иначе, как на утраченный рай.

какое чудесное лето...

какое необычное представление Эдема...

Рядом был прекрасный сад, где росли в том числе и яблоки — медовый налив.
Меня в детстве просто очаровало это название сорта, словно бы сам Мичурин в раю продолжал выводить, припоминать Эдемский сорт яблок и наконец-то вывел.
Маленькие, дымчато-жёлтые яблочки, созданные как бы для детской ладошки, были похожи на тёплые янтари в лиственной ряби воздушного прибоя.

читая эти строки, прямо хочется очень сильно отведать такого налива...

очарована историей... хотя нет... зачарована...


читая эти строки, прямо хочется очень сильно отведать такого налива...

Кстати, давно не ел этих яблочек.
Они странно хороши были когда из срывали прямо с ветки в солнечный день: как бы парнЫе яблочки, с температурой молока. Тогда медовый букет в них раскрывался в аромате очень хорошо и во вкусе, а потом в колодце, в ледяном ведёрке подержишь их чуток и они просто чудесны!

Спасибо вам за внимание)


так аппетитно описываете) аж захотелось такого яблочка...
прям как в сказке... но серого волка в помощники нет...