Больше историй

29 апреля 2020 г. 16:50

1K

"Облачный атлас": фильм vs. книга

"Души путешествуют по врем’нам подобно т’му, как путешествуют по небесам облака, и, хоть ни очертания, ни окраска, ни размеры облака не остаются теми же самыми, оно по-прежнему облако, и так же точно с душой. Кто может сказать, откуда приплыло это вот облако аль кем станет эта вот душа завтра? То’ко Сонми есть и восток, и запад, и компас, и атлас, ей, единственный атлас облаков."


И вот из этой идеи была написана книга Дэвида Митчелла "Облачный атлас", вдвое превышающая размером стандартный роман, и по ней снят фильм Тыквера и Вачовски "Облачный атлас", длиной вдвое превышающий фильм стандартный. Было ли ради чего так изгаляться? По моему, таки нет. Есть пища для отстраненно-философского созерцания в поисках авторской идеи, но мало самих идей, эмоций и динамики. В фильме их побольше - книга где-то сильно сжата, где-то весьма переделана, вплоть до противоположного (как часть "Оризон Сонми"); яснее звучит тема права на свободу. Еще фильм оптимистичнее и завершённее книги. С середины книгу я читала по диагонали - нудно. Но чего не отнять - имеется внешняя выдержанность всех стилей.

Книга - литературная игра, 6 историй-матрешек, следующих одна за другой до середины и потом обратно. Фильм - те же 6 историй развиваются одновременно-попеременно, небольшими кусками головоломки, постепенно складываясь в картинку; в них задействованы одни и те же актеры на разных ролях, в разных ситуациях, разных временах и обществах, объединенных детективностью, идеями толерантности и вроде как перерождения души - отмеченного только родинкой-кометой и дежа вю.

История 1 - про юриста, плывущего в конце 19-го века на корабле по южным морям. Он спас негра-безбилетника от убийства капитаном, негр спас его от врача-убийцы, охочего до чужих денег. Толерантность к чернокожим. В фильм добавлена идея нетерпимости к работорговле. Как бы приключенческо-морской детектив, любопытно и прозрачно.
История 2 - про беспутного молодого композитора-гея в Европе 1930-х гг. В книге было больше про свободу творчества для "музыкального негра" и свободу бисексуальных отношений, в фильме - про свободу для гомосексуалистов и убийство за авторство произведения. Типа интеллектуальный детектив, с трудно улавливаемой для меня логикой.
История 3 - про журналистку в США 1970-х, охотящуюся за сенсацией - секретным отчетом о состоянии атомной станции, ну а за ней охотятся представители АЭС с огнестрелом наперевес. Свобода знания для общества и толерантность не только к коррумпированным власть имущим и богачам. Классический городской детектив с кучей штампов.
История 4 - про задолжавшего всем пожилого книгоиздателя, засаженного родственниками в дом престарелых и совершающего побег с компанией таких же старцев в США 1980-х. Толерантность к старикам и право для них на полноценную жизнь. Комедийный детектив, малоаппетитно.
История 5 - про девушку-клона, выдернутую из традиционного цикла употребления клонов (создание-работа-убийство-переработка на еду для клонов), увидевшую этот цикл снаружи и призвавшую восстать против него. В фильме вытащили ее подпольщики-сепаратисты, сражались и все погибли; стилистика от "Матрицы" и "Эквилибриума". В книге - Сонми часть более долгого эксперимента правящей корпократии по изучению клонов и подставе оппозиции. Толерантность к существам любого происхождения и право личности на существование. Фантастический детектив, антиутопия, теория заговора. Интересно по-своему во обоих вариантах - первый скорее как шаблонное, но красивое зрелище, второй как интрига.
История 6 - про трусливого козопаса в отравленном и деградировавшем мире будущего, помогающего смелой женщине из племени, которое сохранило более высокие технологии, а мешают им жить конные бандиты. Этакий Фоллаут-Гаити. Козопас видит глюки в виде пугающего дьявола и пророчеств, женщина зачем-то исследует остатки цивилизации - это по книге, по фильму она ищет способ дать сигнал в космос, чтоб ее племя было вывезено с умирающей планеты. О толерантности к уровню культурности и праве человечества на существование. Детектива минимум, приключение-квест, более ярко выраженный в фильме и получивший хэппи-энд в виде семейной жизни козопаса и целительницы с потомством и другой планеты для человечества.