Больше историй

1 апреля 2020 г. 14:25

2K

Сказка


Часть 1
 
- Если смотреть на гнездо с птенцами сверху, как ангел, то можно увидеть маленькое чудо: в накренившейся небесной лазури, плавают маленькие, жёлто-алые листья ольхи, касаясь друг друга и нежно покачиваясь: осенние листочки ольхи, на весеннем клёне, разве не чудо?
 
- Я догадалась, это птенцы раскрыли клювики!
А ты меня сегодня перепугал, когда мы гуляли с тобой в парке и вдруг, увидя висевшую на ветке кормушку из пластмассовой бутылки, с синицей, ты достал карманный ножик и, странно улыбнувшись, пошёл к ней, сказав, что поможешь ей.
 
- И чего же ты испугалась, Оля?
 
- Мы в садике уже проходили, что птицы улетают осенью на юг.
А ты иногда такой странный… словно у тебя барабашка в голове. Не смейся.
Вот я и подумала, что эта птичка не смогла улететь на юг со своими друзьями, и ты хочешь её убить, чтобы её душа улетела в рай, так похожий на тёплые страны.
У животных ведь душа — это тело, правда? Потому они… сразу прекрасные и удивительные. А люди…
 
- Где ты набралась таких мыслей? В садике?
Ты же видела, что синичке было больно.
 
- Не видела я, что ей больно. Разве боль можно увидеть?
Это как увидеть ветер — невозможно.
 
- Но ветер ведь можно увидеть, если он шевелит листву…
 
- Ты жульничаешь, как и все взрослые.
 
- Это жизнь жульничает.
Когда кому-то больно, то сердце, как осенний листок — дрожит. Это просто.
Вот и синичке было больно. Люди хотели добра, сделали кормушку, но не поставили себя на место птицы, вот и всё: её лапкам было больно сидеть на острой прорези.
Потому я по краям и надрезал, загнув в кормушку.
 
- Ты фантазёр, Саш?
 
- В смысле?
 
- Ну, добрый? Помнишь ты мне рассказывал о Шелли? Он говорил, что добро человека основано на воображении, умении почувствовать себя в другом.
Может поэтому мы, дети, так ценим воображение, будто… тёплую родину добра?
 
- Родина добра? Хорошо сказала.
Это родина многих: искусства, души, бога, смерти даже...
 
- А смерть, это такая чёрная, грустная птица, прилетающая к нам на землю погреться?
Ей так холодно, она так страдает, ища тепла и прижимаясь к деревьям озябшим, животным и людям, что они тоже замерзают, да?
 
- Знаешь, мне кажется, нужно будет сходить и посмотреть на твой садик.
Откуда у тебя такие мысли?
 
- А почему мысли — у меня, а не я у них?
Они сами. Они всегда, как рай.
Расскажи какую-нибудь взрослую грустную сказку.
Помнишь ты мне читал Андрея Платонова — Путешествие воробья, как он попал в рай ещё при жизни, совсем как святой.
Животные ведь чуточку святые, да?
Я недавно была с мамой в гостях, и её друг, присев ко мне, спросил с улыбкой: хочу ли я нового папу?
И странно посмотрел на молчавшую маму, опустившую лицо…
А потом он спросил, увидя книжку у меня в руках, что я люблю читать… И я ему, при всех, сказала: Андрея Платонова.
Все почему-то удивились, а он, рассмеялся. Не нравится он мне.
Откуда у тебя на левом запястье тонкий шрамик?
 
- Ашрамик… порезался.
Рассказать про Пьяный корабль?
 
- Про Джека Воробья?
 
- Не совсем. Когда-то во Франции жил удивительный поэт, ещё мальчишка совсем, мечтавший о том, чтобы все люди были братьями.
Он так же мог видеть цвет букв, и потому стихи его были как нежная радуга на ладонях страниц.
Его душа рвалась куда-то… он совершал странные поступки: убегал из дома, показывался голышом в окне, не имея денег, нежно подворовывал книги в магазине, но не разрезал страницы, умудряясь читать их так, чтобы потом вернуть их незаметно в книжный, но ему было стыдно, и он продавал их…
 
- У него тоже был барабашка в голове, как и у тебя?
А за что раньше резали книги? Что они сделали? 
Может, он их спасал и продавал людям, как зверят, в хорошие руки?
 
- Ты маленький поэт…
А однажды его друг, тоже поэт, Верлен, разозлившись, выстрелил в него и попал в запястье, и так распереживался, что протянул ему пистолет, предложив выстрелить в себя.
В конце-концов, ему всё это наскучило и он захотел увидеть мир во всём его цвете и ранимости — сразу.
И вот он отправился на корабле в Африку, куда улетают птицы.
 
- А почему воробьи не улетают? Они как и Пушкин, невыездные? Ты мне рассказывал про Пушкина…
 
- Не отвлекай. Этот мальчишка вырос и бросил писать стихи: поэзия была вокруг него.
Он просто радовался пролетающим над вечерним озером фламинго…
 
- А если бы фламинго, любопытства ради, смотря на птиц, что возвращаются к нам весной, прилетели бы с ними к нам, в Россию, они бы… сошли с ума?
 
- Смотря куда прилетели бы. Ты будешь слушать сказку, или нет?
 
- Представила безумных фламинго, похожих на осиротевших ангелов, мечущихся вечером над нашими грустными домами.
 
- Но постепенно он понял, что люди вокруг него не очень добрые: они торговали чёрными, как тени, людьми.
Его корабль носило по разным морям, странам и даже — векам, словно яхту Шелли в бурю.
Он торговал оружием, из которого убивали людей.
Поэт устал и потерял свою родину, как выросший маленький принц: он стал её забывать.
А дома его ждала сестрёнка, очень его любившая.
Она уговорила его вернуться домой.
К этому времени он был уже несчастным человеком, лишившимся ноги: он больше не мог путешествовать.
Пришлось вернуться домой..
Поэт лежал в постели, а за ним ухаживала его сестрёнка, а он буквально таял на глазах.
 
- Как весенний снег?
 
- Да. Его губы нежно бредили о какой-то райской стране и голубых, как небо, цветах, пёстрых птицах, похожих на яркие цветы и слова, самые главные.
Сестрёнке казалось, что её брат словно бы таинственно пропадает из нашего мира, проявляясь на райской фотографии.
Вот, пропала его нога, как бы ступив в тёплые и яркие цветы.
Вот, сейчас пропадёт его рука, совсем как грустный воробушек, нахохлившийся в бурю, сонно вздрагивая в наметённых сугробах-складках простыни.
А потом пропадёт всё, и останется на белой, как снег, постели, одно его нежно бьющееся сердце, но через миг, пропадёт и оно, едва сестра со слезами на глазах дотронется до него.
 
Часть 2
 
А потом мы с Олей, ближе к вечеру, смотрели на синиц, прилетающих к кормушке на балконе.
Балкон был похож на ладонь уставшего человека, сидящего на паперти возле храма.
Дом и правда словно бы грустно присел, прислонившись спиною к клёну, и… не ждал милости от людей, а наоборот, дарил милость и сердце — птицам небесным.
Это было похоже на чудо: зёрнышки на ладони невесомо поднимались в воздух в животиках птиц, и воздух как бы зацветал, прорастал ласковой и тёплой пестрою птиц.
 
Мне это напомнило стих Гумилёва о нищем у забора, заросшего дикими цветами, мимо которого люди шли куда-то, в поисках рая и добра, не догадываясь, что они проходят мимо апостола Петра с ключами от рая.
А потом случился маленький оконный ад.
Просто удивительно, как одно и тоже явление может для двух людей быть адом и раем.
Уже нежно смеркалось. Синицы все уже разлетелись по своим таинственным домикам.
Прилетела маленькая и худенькая синичка, видимо, ненаевшаяся и голодная.
Ребёнок с улыбкой и счастьем в глазах смотрел из окна, как синица кушает её зёрнышки.
 
Девочка оглядывалась на меня, улыбчиво спрашивая: ты что такой задумчивый и грустный?
А я присматривался… синица брала семечку и отлетала на деревце под окном, расклёвывая её подозрительно долго и как-то… не так.
Она была похожа на раскаявшегося грешника в храме, припавшего на колени и с жаром о чём-то молящегося: головкой — то вниз, то вверх.
 
- Синичка молится ( прошептал я. Ребёнок улыбнулся.)
 
Потом я заметил, что синица, робко беря семечку, порой оглядываясь на ангелов за окном ( я и ребёнок на подоконнике, в позе ангелочков на картине Рафаэля — Мадонна), отлетает на одну и ту же веточку, на то же самое место.
Это походило на бред…Девочка отвлеклась на минуту.
Птица клюёт семечку, пугливо озирается на меня, словно я мог подлететь к ней и отобрать.
Я грустно улыбнулся: синичка… увидела во мне равного себе; она как бы увидела глазами святого, видящего человека таким, каким его задумал бог.
Человек с крыльями, а не летает: птицы наверно считают людей сумасшедшими, глупыми, жалея их и любя.
 
Я присматривался… и вот, у меня болью дрогнуло сердце, словно отдёрнутая от плеча любимого человека, рука: он стоит у окна, к нам спиной, трогает дрожащий цветок, говоря что-то грустное…
Ему очень больно, и мы чувствуем и мыслим рукой, чутким сердцем — что прикосновение к нему, может причинить боль его обнажённому существованию.
Синички обычно зажимают семечку между лапок и расклёвывают её.
А эта синичка не могла так сделать, потому она и отлетала к одному и тому же месту на ветке, где другая веточка, видимо, заменяла ей отсутствующую ножку.
Это была очень худенькая, я бы даже сказал, экзистенциальная синичка.
 
Она прилетала и на следующий день, к вечеру, боясь других синичек и не смея кушать вместе с ними… словно отверженная.
С ней прилетала и другая синица, видимо, её пара. Она разделяла с ней её положение и боль; она была с ней мыслью, взглядом, всем своим тёплым существованием: так нежно-рядом может быть лишь душа и Надежда.
Перед сном я рассказал ребёнку сказку о птицах в раю, тоскующих по земле.
 
Мама Оли задерживалась. Лёг в постель… в темноте я не видел себя.
Казалось, меня нет. Одно моё сердце лежало и билось в ночи на постели.
Обнажённое, глупое сердце в слезах… так похожее на синицу, забившуюся в своё таинственное гнёздышко.
А у синиц самые грустные и таинственные гнёзда, похожие на пьяный корабль Рембо: они могут быть везде: в опустевшем дупле, норке мышиной, трещине в стене дома, в разбитой бутылке…
Не всем удаётся пережить холодную ночь.
А сердцу? Безответно влюблённому сердцу?

картинка laonov

Комментарии


Саш, когда читаю тебя, отчего-то вспоминаю Фета или Лермонтова. Есть в тебе что-то от них. Но диалог героев из истории напомнил уже о Ремарке, а точнее о его "Черном обелиске". Помню, в той книге главная героиня обладала такой же непосредственностью.

А за что раньше резали книги? Что они сделали?
Может, он их спасал и продавал хорошим людям, как зверят, в хорошие руки?
...
А почему воробьи не улетают? Они как и Пушкин, не выездные?

Только у Ремарка героиня, помнится, настойчиво спрашивала, а что показывает зеркало в полной темноте. И, честно признаюсь, в мои 16 этот вопрос меня в каком-то смысле шокировал - я поняла, насколько же ограничено мое восприятие, что мне попросту не могут такие мысли прийти в голову.

А эта синичка не могла так сделать, потому она и отлетала к одному и тому же месту на ветке, где другая веточка, видимо, заменяла ей отсутствующую ножку.
Это была очень худенькая и грустная синичка.
Она прилетала и на следующий день, к вечеру, боясь других синичек и не смея кушать вместе с ними… словно отверженная.
С ней прилетала и другая синица, видимо, её пара. Она разделяла с ней её положение и боль; она была с ней мыслью, взглядом, всем своим тёплым существованием: так нежно-рядом может быть лишь душа и Надежда.

Очень трогательно и нежно, Саш. У тебя как-то получается писать нежно без пафоса и слезливости, и это очень здорово. Искреннее спасибо.


Саш, когда читаю тебя, отчего-то вспоминаю Фета или Лермонтова.

Забавно, что именно на этих поэтов похож Шелли)
Бродский прямо сравнивал поэзию Лермонтова и Шелли.

Чёрный обелиск - мощная книга. Давно читал.
Забавно, что некоторые диалоги истории напомнили тебе это именно эту книгу.
Наверно это моя непосредственность виновна, с её вечной чудинкой, доставляющая мне столько проблем)

Здорово, Даян, что такая книга Ремарка попалась тебе в 16 лет. И такой вопрос про зеркало...
Меня в детстве мучил вопрос, что видит зеркало, когда мы его не видим. хотелось подсмотреть.. не вспугнув отражение.

Как думаешь, Даян, история про синицу правда, или выдумка?

Рад что тебе понравилась история, Даян)
И спасибо за тёплые слова и внимание)


Как думаешь, Даян, история про синицу правда, или выдумка?

Вполне может быть правдой - отчего нет? Природа и жизнь часто удивляют своим разнообразием. )


Да, ты права, Даян.
Синичку эту я и правда видел и кормил даже. Но потом она пропала... правда, пропал и я. Так что может мы вместе переживали друг о друге.
И ребёнок был ( правда, не мой), и кормушка на улице была ( тоже не моя), которую я и правда подрезал ( без девочки).
В общем, почти всё было, но совсем не в том порядке и в целом в дали друг от друга))