Больше историй

27 февраля 2020 г. 15:09

1K

Про ивановскую церковь

Книга А.М. Панченко устроена как сборник его трудов на разные темы по истории и культуре Древней Руси и России. Читая в этом томе статью «Боярыня Морозова – символ и личность», вспомнил я старообрядческую церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иваново.

картинка DollakUngallant

Каждый день несколько лет подряд мне довелось мимо этой церкви ездить на военный аэродром в местечке Пустошь Бор на службу и обратно. Стояла церковь на окраине города, на шумной улице, переходящей в загородное шоссе. Множество машин проезжало мимо или стояло в пробках как раз напротив нее. Пешеходная дорожка вдоль ограды храма была не столь оживленной, но люди ходили по ней довольно часто.
С одной стороны церкви располагался Дом культуры крупного промышленного предприятия, с другой технический центр по ремонту автомобилей. Чуть дальше пролегла шумная железная дорога.
В общем угол, на котором стояла церковь, был оживленным. Можно сказать, что рядом с ней кипела жизнь промышленной окраины, на которую, всё больше и больше надвигался город.
И тем удивительней то, насколько разительно контрастировал храм с окружающей обстановкой.
Во-первых, он был полностью деревянный. Стены, высоченная крыша, купола, кресты, всё, за исключением решеток на окнах, было из почерневшего от времени дерева. В городе среди кирпича, асфальта, стекла и бетона такое строение сразу бросалась в глаза. Казалось, что невидимой рукой оно перенесено из далекого таежного скита и по какой-то ошибке поставлено в такое суетное место.
Во-вторых, за оградой церкви всегда было необыкновенно тихо и безлюдно. Мне кажется, я никогда не видел у ее стен народ, даже никогда не слышал звона ее одинокого колокола. Вход в храм был потаенно не видим. Располагался сзади, а это совершенно не так как в обычных наших церквах, когда он спереди, на самом видном месте.
Строг, аскетичен и молчалив был тот Божий Дом.

В 1989-м году, когда я впервые приехал в город и увидел церковь Успения Пресвятой Богородицы, начал расспрашивать о ней. Тогда один из сослуживцев рассказал мне, что это древняя – конца ХVI – начала ХVII веков, раскольническая церковь. «Они здесь и Совет Народных депутатов в 1905 году организовали»,- добавил он.
Эта фраза, помню, поразила меня едва ли не больше, чем сама церковь. Я сразу стал расспрашивать. «Ты разве не знаешь? Это ведь русские протестанты. Они всегда были против царя и канонической церкви. Всегда жили обособленно, почти коммуной. В 1905-м когда царская власть пошатнулась, сразу организовали свою. Теперь мы семьдесят лет живем по их заветам, по их советской власти», ¬ добавил собеседник.

Время, когда состоялась наша беседа, было временем перемен. Назревали грандиозные события в стране. Выходили газеты, журналы с исторической информацией, о которой не подозревали люди. Начали организовываться политические движения, партии. Можно сказать, что тогда пошатнулась уже сама советская власть, которая была родом из Иваново.

Я с интересом стал изучать вопрос, как и чем жили рабочие-текстильщики Иваново-Вознесенска до революции. В целом подтвердилось, что почти все ивановские текстильные фабриканты были старообрядцами. Об одном из них, о Д.Г. Бурылине, я уже рассказывал.
К себе на предприятия промышленники из разбогатевших старообрядцев купцов и крестьян отбирали рабочих по принципу «свои да наши». Работу и быт организовывали по-божески: зарплату платили хорошую, строили хорошие общежития, больницы, давали ссуды семейным рабочим на строительство собственного жилья. Не удивительно, что в период беспорядков 1905-1906 гг. никто из ивановских фабрикантов не пострадал.
Что касается версии о том, что форма построения власти в виде Советов Народных депутатов вышла из образа жизни и психологии «русских протестантов», то исследований на эту тему я не нашел. Разве что, в какой-то статье было. Мне кажется версия эта любопытная и, возможно, она ещё ждет своего исследователя.

18 ноября 2015 года объект Успенская церковь сгорела.
Министерство культуры этот объект культурного наследия федерального значения восстанавливать отказывается, а Русская Православная Старообрядческая Церковь, которой принадлежал храм, по-видимому, не в силах.
Какой-то печальный символизм в этом…

Комментарии


Жаль что храм сгорел. Красивый был, судя по фотографии, как буд-то из сказки...


Я только что специально позвонил в Иваново ребятам, которые сейчас также как я когда-то ездят мимо церкви, точнее теперь мимо того, что от нее осталось и они мне рассказали про полотнище.
Будем надеяться что в самое ближайшее время восстановят храм.


Будем надеяться!!!


Да, очень жаль.
Говорят, что то, что осталось от церкви сейчас накрыто огромным непропускающим влагу полотнищем. Ждёт своего часа...


В ''Литературной газете'' я читал, что тему взаимосвязи старообрядцев и революции подробно изучал А. В. Пыжиков. У него есть книга ''Грани русского раскола'', там много интересного, когда-нибудь руки дойдут...