Больше историй

28 ноября 2012 г. 17:55

270

"Может, ты меня услышишь, может, ты поймешь меня..." (с) Ю.Визбор.

Ох, как я сегодня рисковала, как рисковала! И до сих пор не уверена: вдруг я кого-то просмотрела, вдруг в итоге то, что меня сегодня тронуло и восхитило, - выстрелит у кого-то совсем не в ту степь!..
Впрочем, по порядку.

Во-первых, умоляю: если вы терпеть не можете или просто вам надоели мои бесконечные опусы-рассказы о том, как мои ученики восприняли то или иное произведение, тот или иной урок, - умоляю: не читайте дальше!
Ибо здесь опять про то же.
Про моих учеников. В частности, про два 10-х класса.

Во-вторых, даже если вы более-менее готовы читать мои излияния на эту тему - будьте снисходительны, не ругайте меня за разжевывание ситуации, за эти подробности и детали!...

В-третьих. Вы читали рассказ? Его прочтение займет минут 10 - но зато вы поймете, о чем я тут говорю и причем здесь какой-то риск.
Спасибо.

Итак.
Мы закончили обсуждать "Отцы и дети", впереди - Тютчев. По традиции, хотелось что-то из современного: прочитать на уроке и обсудить.
Мучалась выбором, вот итог: "Нежный возраст" А.Геласимова. Я уже давно его приготовила для чтения-обсуждения, но откладывала, ибо боялась: вдруг спровоцирую на худшее десятиклассников? вдруг вызову негатив? вдруг подтолкну к агрессии и усугублю и без того присутствующие возрастные проблемы?
Год назад давала посмотреть коллеге-завкафедрой, но она тоже прокомментировала: лучше не рисковать.

В общем, всё же решила прочитать. И обсудить.
Сначала был 10-В, математики. Многие - почти гении. В точных науках. Еще совсем недавно не любящие литературу, теперь - работающие с большой отдачей, а многие (тьфу-тьфу-тьфу) с любовью и интересом.
Раздала несколько экземпляров, читали вслух.
...Обычно когда звенит звонок с 4-урока, ребята в ту же секунду исчезают из кабинета: столовая! Это святое, я обычно реагирую адекватно, никогда их не задерживаю - это наша маленькая традиция-договоренность.
А сегодня... а сегодня они ДАЖЕ НЕ ПОШЕВЕЛИЛИСЬ, когда мы дочитывали последние две страницы! Только потом - встали и пошли.
...Следущий урок - опять литература. И мы поговорили.
И поострили (например, что теперь будут шутки 1-ого апреля подбирать более обдуманно), и выводы сделали, и отметили, какие перемены произошли в парне...
Все, видно, прониклись.

А после них - урок в 10-Г. Биологи-химики.
С ними я по-другому начала: сначала поговорили об особенностях подросткового возраста, и они сами назвали, в общем-то, всё то, о чем потом прочитали в рассказе.
А в этом классе - немало ребят примерно таких же судеб, которые упоминаются в рассказе.
И они обсуждали.
И насилие в семье, и недопонимание между людьми....
Рассказ их зацепил так, что еле к Тютчеву перешли на следующем уроке.

Короче.
Я рисковала, но так хочется верить, что не ошиблась.
Я хотела, чтобы меня услышали и поняли ребята. Чтобы они за чернушностью и провокационностью текста увидели главное, задумались о том важном, что скрыто между строк.
Думаю, что я попала в цель: сегодня я не только слышала их обсуждения - я видела их глаза и слышала их особое молчание. Понимающее и...даже благодарное.

Комментарии


Риск - действительно благородное дело, Рита!


Да, Наташ, это точно...


Рита, читая твои истории, я каждый раз завидую твоим ученикам :) К счастью, и нас когда-то не обидели, был чудесный учитель литературы. Но тем не менее, позволь в очередной раз тобой восхититься! :))


присоединюсь)


:)) спасибо!...


Спасибо большое, Наташ!
Я сама завидую нынешним ученикам: у них больше возможности говорить, обсуждать - разное, противоречивое, спорное...


Ты знаешь, у меня дочка не захотела идти в 10й класс, ушла в колледж...так вот она первое время приходила оттуда с квадратными глазами - мама, представляешь, нас там за людей счиатют! Там наше мнение спрашивают на уроках! Для неё это был культурный шок :)))


ооооооооооооо
кошмар какой!!!!!!!!!!


Да нет, к счастью, уже не кошмар... уже тоже рассуждают и обсуждают ))


Искренне завидую вашим ученикам.


Я сама им завидую - всем нынешним ученикам. Такой простор для чтения, обсуждения....


Про то, что я хочу учиться литературе в..., ну, хотя бы в Вашем 10 Г, я говорила неоднократно. Правда, поздно, доктор! А о рассказе: бедный трудный переходный возраст! Вот уж правда, если бы молодость знала, если бы старость могла.... Талантливый рассказ. В нескольких строках обо всем, так ненавязчиво, но емко и выпукло. Человек повзрослел на глазах за 2 месяца.


Да-да, и меня восхитило: в нескольких строках - и так емко!!!!
Спасибо)))


Рита, вы столько извиняетесь за подробности о школьной жизни, а я так им радуюсь - этим подробностям! Очень интересно, как у вас проходят уроки. Я была бы счастлива, если бы в свое время у меня был такой учитель литературы.
У нас тоже была хорошая учительница последние пару-тройку лет, но почему-то к классике из школьной программы я стала возвращаться только спустя 20 лет...


А я присоединяюсь к предыдущему сообщению) добовляйте побольше историй из школьной жизни, лично я читаю их с большим удовольствием!


Обожаю Ваши истории. Они очень нужны и важны! Вдохновения Вам! Искренних школьников!