Больше историй

18 сентября 2019 г. 07:59

2K

"Щегол" о фильме

Два самых ожидаемых фильма года вышли в сентябре с разницей в неделю И после разочарования во второй части "Оно", после снисходительной рецензии Антона Долина, после смутно витавшего в воздухе "говорят-неудачный" - шла смотреть "Щегла", ни на что особо не надеясь. Просто потому, что не могла пропустить экранизации книги, в которую влюбилась с первой страницы, да так за пять лет и не вышла из-под обаяния этой истории. Рада сообщить, что мрачный прогноз не оправдался. Фильм хорош.

Мне трудно поставить себя на место человека, не читавшего книги или того, кто прочел, не откликнувшись душой. или того, кто ниасилил. Потому не знаю, как фильм воспримет такой человек со стороны. Могу говорить за себя. Что понравилось? Бережное, даже трепетное отношение к источнику. Они каким-то непостижимым образом сумели вложить восьмисотстраничный роман в трехчасовой фильм, не пожертвовав ни одной сюжетной линией. Ну, вы знаете, как это частенько бывает? Да в том же "Оно", чтоб далеко не ходить за примерами, полностью выбросили линию Мойры, выхолостив роман, сведя его объем к плоскости. Джон Кроули не жертвует ничем. мастерски восполняя выразительными средствами кинематографа смысловые пласты авторской прозы, которые не могли войти в фильм по определению.

Не раз за прошедшие годы задаваясь вопросом, отчего не снимут фильма по книге, всякий хлам экранизируют, а тут такая золотая история - сама себе и отвечала: а как в современном сверхпуританском кино показывать подростков, которые пьют и употребляют наркотики? Мальчики не с социального дна и, что важнее, положительные герои, как возможно? Создателям фильма удалось пройти по тонкой грани между чернухой и сентиментальщиной, уловив и показав то самое романное: двое заброшенных, никому не нужных детей, которые ищут дорогу в потерянный рай, используя те средства, до каких легче дотянуться.

Подбор актеров выше всяких похвал, по трейлеру этого не видно, там мне Тео скорее не понравился, но в фильме оба его воплощения органичны. Николь Кидман необыкновенно хороша в роли миссис Барбур; кино иначе и глубже раскрывает ее взаимоотношения с Тео. Утрата забрезжившего в кромешном мраке света домашнего очага еще не стала последней соломинкой, ломающей спину верблюда, но уже очень близка к тому. Дальше, в палящей пустыне Вегаса, у отца и Ксандры, он уже не ребенок, а маленький изломанный жизнью мужчина.

Еще несколько слов о людях, воплотивших образы героев. Борис: говорят, что юный Финн Вулвхардт переигрывает юного Оакса Фегли, а взрослый Анейрин Барнард забирает зрительское внимание у Энсела Эльгарта. Ну так ведь иначе и быть не могло. Теодор Деккер - это ты, читатель, зритель, ты проживаешь его историю. А Борис - твой крутой дружок (у каждого такой найдется, не сомневаюсь). Из иной социальной страты, творящий дела, за которыми неминуемо должно последовать наказание, но в его случае отчего-то не следует. Может потому , что знает или умеет что-то, а может потому, что жертвы уже принесены, только они остались за кадром. Джокер и Локи - воплощенный трикстер. и как вы хотели бы, чтобы он не переиграл обычного человека? Пипа тоже хороша необычайно. Теперь понимаю, что образ рыжеволосой первой и единственной любви Тео наложился на Эйми Лоуренс/Эшли Камингс идеально.

Атмосфера романных мест: мастерская Хоби, квартира Барбуров, дома Ксандры и Бориса - потрясающе точное попадание в читательские ожидания. Так, и только так это себе представляла. И главное, волшебная сила искусства, которое может освободить тебя, позволить духу воспарить к небу, а может стать свинцовой гирей, цепью прикованной к твоей ноге. Эта главная романная метафора удалась фильму. Если любите "Щегла", не бойтесь смотреть кино, оно того стоит.