Больше историй

16 августа 2019 г. 15:06

603

Спасибо кукурузе!

Я начал писать отзыв на превосходную, только что с удовольствием прочитанную книгу Чесли Салленберга «Чудо на Гудзоне», как пришло известие о происшествии с самолетом на кукурузном поле.
картинка DollakUngallant

Утром 15 августа при вылете в Симферополь из аэропорта Жуковский в оба двигателя Airbus A321 компании «Уральские авиалинии» попали чайки. Самолет с 226 пассажирами и 7 членами экипажа совершил аварийную посадку на кукурузном поле в Раменском районе Московской области на окраине Жуковского. Все живы, похоже, некоторые лишь отделались ушибами, хотя часто истинные последствия таких жестких посадок на здоровье людей сказываются позже.
В новостях сразу после посадки начали сравнивать подвиг Ч. Салленберга, совершенный в 2009 г., с поступком командира А321 Дамира Юсупова, сумевшего самолет с неработающими двигателями посадить, не выпуская шасси, на поле, засеянное практически уже созревшей кукурузой. Особенно запомнился репортер одного из телеканалов, который с места события, рассказав об успешных действиях экипажа, несколько раз повторил «Ну и, конечно, спасибо кукурузе!», так и не объяснив за что же благодарит это культурное растение.

картинка DollakUngallant
Я не возьмусь сравнивать степени профессионализма и тем более героизма в действиях пилотов, хотя обстоятельства инцидентов сильно разнятся.
Самолет А-320 Чесли Салленберга через полторы минуты после отрыва от полосы на высоте около 975 метров столкнулся со стаей птиц. Это был клин канадских гусей, а они довольно крупные птицы: от 3,6 до 8 кг. Когда оба двигателя встали у летчика было 208 секунд до спасения. Чесли совершил, самую трудную из возможных, посадку на воду р. Гудзон.
Самолет Дамира Юсупова, судя по распространённым видео пассажиров, уже на взлетно-посадочной полосе столкнулся с чайками, которых, похоже, вспугнул разбегающийся самолет, и они взлетели с ВПП чуть раньше лайнера. Еще сообщат сколько было у Дамира секунд на принятие решения, однако и сейчас понятно, что гораздо меньше, чем у Чесли.
Вопросов к действиям пилота никаких. Просто молодец и достоин самой высокой награды!
Не ясно другое: почему на ВПП оказалась стая чаек? И если тут же после аварийной посадки выяснилось, что примерно в 1,5 км от аэропорта располагается свалка, то, когда появляются вопросы о том работала ли система отпугивания птиц, начинается «полный туман».
Репортеры прознали, что у аэропорта (у коммерческой структуры!) нет своей системы отпугивания птиц. Она принадлежит государственному летно-испытательному институту им. М.М. Громова, который располагается на том же аэродроме около 80 лет.
Ох, не хочется пророчить и предугадывать, не хорошо додумывать, но мы ведь знаем, как порой, «взаимодействуют» две различные по задачам структуры.

«Система отпугивания птиц была в рабочем состоянии», рассказал источник в институте».

Как лукаво сказано.... Про выключенный, исправный прибор иногда говорят, что он находится в рабочем состоянии, просто выключен. Иногда про работающий, но уже не выдающий нужных параметров прибор, тоже говорят, что он работает.
Расследование, надеюсь, все прояснит. Не хочется верить, что очередное разгильдяйство пришлось покрывать подвигом.
Возможно просто стая чаек, одурманенная какой-то токсичной кормешкой на ближней свалке, вопреки инстинкту «презрела» биоакустические, ультразвуковые, световые, лазерные и любые другие воздействия самой современной системы отпугивания птиц ЛИИ, и все-таки прилетела на ВПП…
А кукуруза-то растущая на поле, ведь действительно, помогла при посадке. Она, на мой взгляд, самортизировала, пусть и не значительно, посадку тяжелого лайнера, но, самое главное, обеспечила низкий коэффициент трения при соприкосновении самолета с землей.

Так что, спасибо кукурузе!