Больше историй

30 июля 2019 г. 14:55

5K

Про ивановский музей

В рассказе «Майя» из этого сборника есть такие слова:

«Был издан приказ, что красивые вещи принадлежат всем, но что брать их себе домой нельзя. Они должны находиться в отдельном доме, который называется музеем, и по воскресеньям и даже по будням, кроме понедельника, каждый имеет право смотреть на них, не трогая руками. Таким образом, дом Адриана Ставраки превратился в музей, а его бывший хозяин – в смотрителя музея. Ему отвели угловую комнату, где раньше жила большая белая статуя, изображающая голую девушку с зеркалом».

Этот эпизод рассказа, изложенный автором достаточно иронично, напомнил мне по-настоящему трогательную историю жизни Дмитрия Геннадьевича Бурылина основателя художественного и краеведческого музеев в г. Иваново.

Я приехал в этот ткацкий город, столицу текстильного края в конце восьмидесятых прошлого века для прохождения службы в авиационной части. На краю города, в местечке с красивым, и до сих неразгаданным названием «Пустошь Бор», располагался аэродром, где многие годы (и до сих пор) взлетают и садятся гигантские военно-транспортные самолеты.
Именно сюда я пришел служить в очень непростые времена для страны.
На дворе стояли гласность, и перестройка… Выходили газеты, журналы, со страниц которых и также с телеэкранов в сердца и умы наших людей вливалась совершенно новая, будоражащая информация об истинной истории страны, о том, что при советской власти говорить было нельзя или не принято. Всем захотелось перемен, никто еще не знал, чем эти перемены обернутся…

А я был молодой, мне всё было необыкновенно интересно. Увлекала новая служба, новая авиационная техника, манил новый город, в котором оказался, хотелось понять его сущность, проникнуться его историей.
Иваново весьма примечательный город. Родина первого Совета, родина той самой советской власти, что рушилась у меня на глазах. Тогда в городе главным музеем еще оставался музей первого Совета. Огромное здание, в виде серой бетонной лестницы из двух ступеней для каких-то исполинов. Я так и не удосужился побывать в нем, о чем сейчас жалею, все-таки историей создания первого Совета я потом занимался и не мало странного в ней нашел.
Меня тогда по понятным причинам не потянуло в этот величественный музей. «Перекормленный» историей в трактовке коммунистической партии, которая и неоднозначную историю Ивановского Совета подвела под общую «генеральную линию», я решил сходить в краеведческий музей.
Красивый старинный особняк в стиле неоклассицизма, в котором располагался историко-краеведческий музей, манил изяществом своих форм. В нем виделось то самое, что «мы потеряли» после революции. Кроме того, кто-то из знакомых ещё больше заинтересовал его историей рассказав, что основатель музея фабрикант Бурылин мечтал тайно вывезти свою коллекцию из страны. Он свою семью отправил за границу, а сам остался в своем доме, который большевики превратили в музей. И жил он в музее в каморке под лестницей и работал сторожем рядом со своими сокровищами…

При первой же возможности я пошел в музей. Он назывался музеем промышленности и искусства. Там было все! Меня встретили ажурная лепнина и балкончики с балюстрадой, шикарные люстры, а прекрасные мраморные лестницы разводили по залам разнообразных экспозиций на разных этажах. Картины, книги (огромная библиотека на хранении), экспозиция краеведения (флора, фауна), наверное, всех стран мира и всех эпох, оружие, монеты, ордена, курительные трубки, посуда. Единственные в мире часы с тремя независимыми друг от друга устройствами, которые показывают движение Земли и других планет вокруг Солнца, дни недели по четырем летосчислениям, поясное время для 37 городов пяти континентов Земли. Египетские древности. Никогда не забуду мумию, у которой в области головы встроен микрохрусталик, который начинает магически мерцать, когда ты смотришь на мумию на определенном расстоянии и под определенным углом.

Не обошлось тогда и без ожидаемого пулемета «Максим» с захватанными рукоятками и стволом, который стоял на втором этаже под каким-то кумачовым лозунгом. Без этого атрибута, по-моему, не обходился тогда ни один краеведческий музей. Пулемет, видимо, символизировал победное шествие Октябрьской революции и способность защитить ее завоевания.

А истинная история жизни основателя музея Бурылина Дмитрия Геннадьевича оказалась не похожей на слухи, ходящие в народе.
Еще дед Бурылиных был крепостным у графа Шереметьева, а внуки, точнее внук Дмитрий Геннадьевич, тратил миллионы на разные художества, которые сначала свозил в собственный дом, а потом выстроил для этого музей через улицу от дома. Между домом и музеем был отрыт подземный ход, который сейчас используется для экспозиций. Все свои коллекции разместил в музее, а потом всё подарил городу.
Жители и тогда поговаривали о нем, как о чудаке: «Вот, Николай, старшой брат, тот голова, – перешептывались люди.– А этот...» – и насмешливо крутили пальцем у виска.
Вся семья Бурылина Д.Г. (трое детей) после революции осталась в России, никто никуда не уехал. До 1923 г. жили они в собственном доме, «уплотненные». Дмитрий Геннадьевич работал смотрителем музея до тех пор, пока его не обвинили в том, что ворует монеты из коллекции. А он лишь брал их домой для работы. В 1924 году он умер, видимо, не пережив незаслуженных обвинений.

Память о Бурылине Д.Г. это его многочисленные потомки. Они все были и остаются патриотами. Трудятся для России дипломатами, учеными, преподавателями, врачами. Жили и живут в Иваново, Шуе, Москве. Младший сын Диодор Дмитриевич и двое внуков Дмитрия Геннадьевича погибли на фронте в годы Великой Отечественной войны…

В 2014 г. в городе Иваново Д.Г. Бурылину открыли памятник.

Комментарии


спасибо за историю)

Пожалуйста ))