Больше историй

18 июля 2019 г. 12:02

1K

«Куда ушла Миранда и почему она больше не вернется». О фильме П. Уира «Пикник у висячей скалы» 1975 года.

«Все начинается и заканчивается в надлежащее время и в надлежащем месте».

Письмо Миранды к ученицам колледжа "Эпплярд".

Мои милые подруги, в субботу 14 февраля 1900 года я покинула вас и мое исчезновение многое изменило в ваших жизнях. То была тайна, загадка, подобная всему моему бытию и сегодня я расскажу вам, зачем я пошла на Висячую скалу, куда я пропала и почему я более не пребываю в вашем мире…

Я пишу это письмо потому, что знаю, что девочки тоскуют по мне. Милые девочки, такие счастливые и невинные некогда… такие одинокие и потерянные отныне.

«То, что мы видим и то, чем мы кажемся - всего лишь сон. Сон во сне». Вы помните, девушки, как я сказала вам тогда эти слова Эдгара По? Так знайте, что все, что вы видите вправду сон, все вы спите и лишь однажды, быть может, проснетесь. А помните мое пробуждение утром 14 февраля? День всех влюбленных. В нашей истории время играет огромное значение. 1900 год – рубеж мировой истории, уходит старое время и приходит новое – с мировыми войнами, с эмансипацией, когда женщина с позволения мужчин и для их выгоды начнет пытаться стать подобием мужчины. День всех влюбленных. Любовь… Это мое всё, это я сама, это моя стихия…

Итак, когда я проснулась утром 14 февраля 1900 года в колледже «Эпплярд» я открыла глаза и уже знала, что я буду делать этим утром. О, я была прекрасна. Впрочем, как и всегда. Ваши восхищенные взгляды скользили по моему гибкому стану, любовались моими пшеничного цвета волосами и нежной кожей, а улыбка моих прелестных губ убаюкивала вас, словно материнская ласка.
картинка Beatrice_Belial

А вы, девушки, что делали вы? Вы наводили красоту. Те из вас, кому она была дарована. Вы умывались, причесывали волосы и, о боги, вы были окружены красотой. Наш колледж в то время был прекрасен и все вы были счастливы. Да, несвободны, но счастливы. И, что вы знаете о свободе? Знаете ли вы, что величайшая свобода – пикник у Висячей скалы? Вас окружали в то утро зеркала и рисунки, и изящные предметы – атрибуты нашего женского мира. И вы читали валентинки, и были в предвкушении любви, вы ждали прекрасных принцев. О, вы еще не знали, что и принцы готовились тогда к уходу из вашего мира. И они тоже больше не вернутся. Нас окружали тогда покой, и тонкое кружево наших одеяний, и смех, и радость легкости. И наши мысли были полны чистоты, в них не было пошлости, в них не было дисгармонии. И любовь ваша была не пошлостью – она была поклонением. А помните, как бы шнуровали корсеты друг у друга? О, эти корсеты! Так много было сказано о них и что же, теперь вы сбросили их. Вы стали свободнее? Вы стали счастливее? Теперь, без меня?

Я расчесывала волосы, сидя у зеркала, а меня окружали разные предметы, ни один из которых не был случайным. Лебедь – мой главный атрибут. И овальное зеркало, обрамляющее мой лик словно бы в священный образ. И, конечно же, сердца – в виде шкатулок, картинок, валентинок – сердце мой символ.
картинка Beatrice_Belial

И я сказала Саре: «Когда-нибудь, я возьму тебя с собой на нашу ферму и ты сама сможешь познакомиться с моей замечательной семьей». О, бедная погибшая Сара, ты будешь пребывать в лучшем мире и я заберу тебя с собой. Я сказала Саре, что недолго пробуду в вашем мире и я не лгала, уже тогда, в то утро я знала, что покидаю вас. Я уходила на Висячую скалу добровольно, но я не собиралась умирать, я бессмертна, я пребывала в вечности с момента сотворения Висячей скалы, быть может, миллионы лет.

А помните, как вы носили в руках статуэтку купидона? Это тоже мой атрибут. И вы улыбались, и смеялись, и держались за руки, и ваша дружба была полна искренности, а не зависти и ревности, как стало теперь. Мы готовились к поездке на пикник, а в это время в кабинете мисс Эпплярд тикали часы, как и всегда. Они остановятся для нее только в финале. Вы помните, как важно время для нашей истории? Помните год, день и месяц и время? Время истекает.

И мы поехали на пикник и мисс Макроу, о, эта нелепая женщина, утратившая в себе остатки женственности и закрытая в граните науки, словно закованная камень- она поехала с нами. И наши белые одеяния контрастировали с ее нелепым в жаркий день нарядом красно-черного цвета. Мисс Макроу ненавидела природу, ненавидела женственность, ненавидела любовь. Ее рацио погубило ее душу. Но меня она не тревожила, мне было все равно. Я понимала, что скоро в мире будет много таких женщин и потому для меня пришло время уйти на Висячую скалу. О, милые подруги, вы еще не поняли, кто я? Тогда слушайте дальше.

Мальчишки бежали за нашей повозкой с криками, а мы горделиво не обращали на них внимания. О, тогда вы еще понимали суть мужской природы и не удивлялись их ограниченности и хрупкости, как делаете это сейчас.

Ну а что же есть Висячая скала? Ей миллионы лет, быть может. Она стара, как мир или, быть может, чуть младше его. И она – мой дом. Это место, где расположен портал, в который я и намеревалась пойти, чтобы вернуться домой, чтобы покинуть ваш мир. Но я собиралась туда не одна, мне нужна была пара девушек, чтобы проверить, будут ли они достойны взойти в более совершенный мир.

И в то самое время, когда мы подъезжали к скале, молодой благородный англичанин по имени Майкл беззаботно гулял в округе и еще не знал, что он будет последним мужчиной в мире, чья жизнь круто изменится из-за встречи со мной. Потом он повсюду будет видеть меня и моих лебедей, и его тоска и любовь ко мне будут неизбывны, и он будет расспрашивать Ирму о том, что случилось со мной. Но, увы, она не ответит. Быть может, Майкл был последним мужчиной на Земле, испытавшим тоску по моему уходу, способным любить. Он был похож на Боттичелли.

А после мы приехали к скале и я открыла ворота. Это было волшебное место, место, где должно было остановиться время – ровно в 12.00 пополудни. И как только я открыла ворота, птицы бешено рванули с земли и кони испуганно заржали. И я поздравила вас на пикнике и разрезала торт в форме сердца острым ножом. Это тоже символ, мои милые подруги. Это сердце мира, было время, когда я создала его и пришло время, когда его нужно было уничтожить. Я дарую любовь и я отнимаю ее.

картинка Beatrice_Belial

На пикнике мы рассматривали цветы, заплетали друг другу волосы, читали Шекспира:

Сонет 130
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Эти стихи не обо мне, они о вас. О том, что и вы достойны любви, хотя и не шествуете, как богини. А потом, ровно в 12.00 у всех остановились часы и я поняла, что пора идти. Учительница спросила меня про мои часики с бриллиантами, но я ответила, что не ношу их. Времени нет для меня, я давно превзошла рацио с его точными рамками и оковами. Здесь или там, в этом измерении или в другом. Любые времена, если не увенчаны любовью, то увенчаны смертью. Но Ирма тогда сказала «Если бы у меня были такие часики, я бы их не снимала даже когда купаюсь». Теперь вы понимаете, почему она не прошла в портал вместе со мной? Она смогла подняться на скалу, но ей было не место в моем мире, ее место в вашем. По моей просьбе девочки попросили мадмуазель отпустить нас на скалу. Мы шли сначала втроем – я, Ирма и Мэрион. Потом за нами увязалась толстушка Эдит. Самая бесполезная из всех девушек, которых можно была взять на скалу. Отдавшая свою красоту и женственность в дар чревоугодию, вечно ноющая и больная. Она очень похожа на многих женщин, которые придут в мир, в котором меня уже не будет.

И вдруг, глядя на нас уходящих, мадмуазель раскрыла мой секрет, она поняла, кто я. Она сказала: «Теперь я знаю, что Миранда- ангел с картины Боттичелли». Да, это была я. Я– Симонетта Веспуччи, я ангел Боттичелли, но это не единственная моя тайна.

картинка Beatrice_Belial

А после мы с девушками пошли на скалу, и мы смеялись и радовались, и я шла впереди всех. Тогда нас увидели парни, один из них – англичанин, о котором я уже писала выше. Он увидел меня в сиянии лучей солнца и понял меня. А вот его друг увидел лишь «толстушку» и «милашек».

И вот, пришло время рассказать вам, милые подруги, что это за место - Висячая скала. Это – своего рода, портал, вход на Олимп и величина этой скалы Олимп символизирует. Это древнее место, где останавливается время и где торжествует любовь. А я – Венера. Да, когда Боттичелли писал свое «Рождение Венеры» с меня, как с Симонетты Веспуччи, он знал, кто я и он сказал мне: «Я посвящу свою жизнь поклонению тебе». И он выполнил обещание. То же сделала и Сара. О, нет, она не просто любила меня, как подумали ограниченные пошлые люди, она поклонялась мне, как богине, как Венере. В ее комнате был мой алтарь и мои атрибуты были там. Мои лебеди, и мои сердца и еще портрет Байрона – одного из величайших моих певцов и пророков.

И вот, девушки шли за мной, завороженные и, в конце концов, я привела их на алтарь скалы, где все они легли на землю и заснули. А потом мы с Мэрион ушли в мой мир, Эдит сбежала, потому что скала отвергла ее, а Ирма потерялась, потому что и ее скала не приняла. Но пропала еще и мисс Макроу. Куда же делась она? О, она просто пошла исследовать скалу, попытавшись применить свою науку к великой духовной силе и сгинула в одном из порталов, она и сейчас, наверное, блуждает где-то там и по-прежнему верит в превосходство разума над женственностью, как и многие из женщин.

Итак, все начинается и заканчивается в надлежащее время и в надлежащем месте. Когда-то давно я пришла в мир людей, чтобы блистать на полотнах великих художников и вдохновлять мужчин на созидание и разрушение. А теперь пришло время уйти в свой мир, оставив ваш. Вы нападете на Ирму, вы обвините ее, вы погубите Сару, мисс Эпплярд сгинет и ее часы остановятся, а спустя год после моего ухода сгинет и сам колледж. Девушки разъедутся кто куда, брат Сары так и не узнает об ее смерти. И только Майкл по-прежнему будет видеть мою тень повсюду, будет смотреть на моих лебедей, понимая, что я жива, я по-прежнему существую, но уже недоступна ему. Он один в этом мире в окружении женщин, которых я покинула, забрав с собою их женственность и величие. Вы теперь живете в другом мире, мои милые подруги, но среди вас есть и те, кто хранит мой алтарь и знает, почему мои атрибуты имеют значение до сих пор.

картинка Beatrice_Belial

P.S. Это эссе- не более чем попытка в художественной форме представить мой анализ фильма П. Уира «Пикник у Висячей скалы». Форма повествования, думается, наиболее соответствует как первоисточнику (книге), так и самому фильму. В своих исследованиях я учла и роман (включая изданную после смерти автора 18 главу), и символику фильма, и видение Уира (прекрасного режиссера, изучение работ которого многое рассказывает и о «Пикнике»). Эта картина подарила мне бездну вдохновения, очаровав своей простотой, красотой и искренностью. И я была весьма удивлена, когда узнала, что многих зрителей она поставила в тупик. Удивительно, как мало люди видят и понимают, если мыслят только категориями правильных или неправильных треугольников (как мисс Макроу) и современными стандартами восприятия бытия.

Комментарии


Какая очаровательная история 🥰
не менее очаровательная, чем книга Линдси и фильм Уира, которые мне очень понравились!💞
Миранда и правда похожа на девушку с картин Боттичелли!

Спасибо) У меня сотни работ на ЛЛ, но именно эту я ценю особенно сильно. Я вложила в нее важный смысл.