Больше историй

29 июня 2019 г. 14:36

1K

Путь к сердцу злодея на примере фильма «Лабиринт» с Дэвидом Боуи.

Я прошу о малом. Просто позволь управлять тобой, и у тебя будет все, что пожелаешь. Просто бойся меня, люби меня, делай все, что я скажу, и я буду твоим рабом!

(Король гоблинов из картины «Лабиринт»)

картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Лабиринт")

Эта причудливая картина с кукольной анимацией, столь редкой для современного кинематографа, вышла в 1986 году и с тех пор успела стать настоящей классикой. «Лабиринт» — незатейливая сказка с простейшим сюжетом, но в этом фильме есть несколько аспектов, которые привлекли мое внимание, когда я пересматривала его уже во взрослом возрасте. Так и возникло это небольшое эссе- рассуждение о том, как «Лабиринт» в визуальных образах воплощает интереснейшую и довольно редкую концепцию по завоеванию сердца злодея-мужчины и какое значение во всем этом имеет игра Дэвида Боуи.

Для начала отмечу очевидные недостатки картины, поскольку я ни в коем случае не собираюсь называть этот фильм шедевром, несмотря на то, что считаю его крайне редким примером не бездарного и не бессмысленного детского кино. Итак, недостатки: сценарий слишком прост; персонаж Дженнифер Коннелли прописан плохо, так как она меняется не по мере прохождения испытаний и развития сюжета, а сразу после встречи с королем гоблинов, т.е. в самом начале картины как по волшебству превращается из капризной дурехи в отважную героиню; песни странные; герои ленты (включая самого короля гоблинов) очень на любителя. В остальном же картина вполне сносная, а самое главное- уникальная. Клянусь, что в наше время точно ничего подобного на экраны уже не выпустят.

Фокус Боуи.

Так в чем же прелесть ленты и ее смысловой стержень? Дэвид Боуи. При просмотре фильма очевидно, что в сценарии король гоблинов был прописан, как типичный злодей, который сначала просто издевается над героиней, потом пытается соблазнить ее невинное сердце, а потом пытается ею манипулировать. Но Боуи с помощью своей актерской игры показал героя совсем иного. Он создал персонаж трогательный, уязвимый и, хоть и странный, но положительный. Немного изучив отзывы об этом фильме на англоязычных сайтах с рецензиями я поняла, что огромное количество зрительниц были просто таки влюблены в короля гоблинов и искренне верили в его любовь к главной героине, в любовь, которой по сценарию то и не было толком. Что же такого сделал Боуи? Придал своему персонажу жизни, показав его одиночество, стремление к любви, харизму и прекрасное чувство юмора. И вышло так, что к финальной песне (да, да, я так понимаю, что этот фильм — вообще-то мюзикл), зритель видит влюбленного героя под маской злодея, более всего жаждущего заботы и любви главной героини. Да и ее брату-малышу он никакого вреда наносить и не собирался с самого начала ленты.

Собственно, путь к сердцу злодея.

У этой ленты есть еще одна интересная особенность, которая очень понравится людям, любящим символизм. Непосредственно сам лабиринт, по которому героиня Дженнифер идет в замок короля гоблинов- это дорога, которую проходит девушка, пытаясь завоевать сердце мужчины со сложным характером. Замкнутый, одинокий, предельно отличающийся от своих подданных (словно его самого некогда еще ребенком похитил из мира людей предыдущий король гоблинов) и обреченный на жизнь в странном фарсе — герой Боуи представляет интереснейший типаж. Он наблюдает за героиней Дженнифер на протяжении всего действия фильма, не дает ей попасть в беду и все чего он хочет — чтобы она забыла прошлое и навсегда осталась с ним в его мире. И героиня успешно проходит весь путь, очаровывая своей красотой и добротой всех жителей волшебной страны и, по сути, лишая короля гоблинов власти в ней. Извилистый лабиринт с множеством обманок, постоянно меняющийся, имеющий темное страшное подземелье и населенный странными существами, воплощенными в фильме с помощью кукол — превосходная метафора внутреннего духовного и психологического мира одинокого мужчины-затворника.

картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Лабиринт")

Любопытная концепция.

Но что по-настоящему привлекло мое внимание, так это то, что в данной картине создатели умудрились показать очень даже любопытный взгляд на так называемого злодея. Сам фильм абсолютно невинный, в нем нет ни поцелуев, ни даже мыслей у главной героини о любви к королю гоблинов, а их с ним танец весьма напоминает танец школьного выпускного, где юная красавица впервые примеряет роскошный наряд. Однако, проникновенная игра Боуи, наряду с его харизмой заставляют прислушаться к словам короля гоблинов в финале картины:

«Я прошу о малом. Просто позволь управлять тобой, и у тебя будет все, что пожелаешь. Просто бойся меня, люби меня, делай все, что я скажу, и я буду твоим рабом!»

То, что по сценарию, скорее всего, прописывалось как способ для главного злодея победить героиню, благодаря игре Боуи (и отчасти даже и Дженнифер) выглядит, как искренняя исповедь одинокого человека, который понимает, что через подчинение противника ( «позволь управлять тобой») иногда парадоксально достигается его победа ( «и я буду твоим рабом»). Необычный психотип главного героя, о котором уже говорилось выше, раскрывает в злодее, жаждущем власти, человека, на самом деле глубоко любящего и несчастного. Однако, героиня Сара отвергает (вроде бы) слова короля гоблинов и говорит «У тебя нет власти надо мной». Это приводит к окончательной победе Сары над противником и освобождает ее и ее брата из под его чар. Однако….

Странный финал.

Еще более необычно на всем этом фоне сморится финал, потому что он, говоря современны языком, «не по канону». Я имею в виду, что в подобной сказочной истории, героиня пройдя все испытания, спася брата и победив злодея, должна вернуться домой в мир людей и жить долго и счастливо. Ив «Лабиринте» все так и происходит, но ровно до того момента, пока Сара не видит в зеркале оставленных в волшебной стране друзей и не говорит им о том, что не хочет с ними расставаться. Тогда друзья вдруг оказываются в ее комнате и происходит веселый хэппи-энд, где под шумок нам показывают, что на самом деле девушка осталась в волшебном мире, а король гоблинов в виде филина ( в его образе он влетел в комнату Сары в самом начале фильма) также там и наблюдает за героиней. И вот этот финал весьма нетипичен. Главная героиня победила и обрела свободу, но парадоксально сама захотела остаться в мире короля гоблинов (где он владыка) — т.е. «позволила управлять собой». Интересное сценарное решение и весьма неглупое, на взгляд вдумчивого зрителя.

В итоге остается вроде бы неясно, кто из героев победил, а кто проиграл, но именно так зачастую и бывает в самых глубоких и правдоподобных историях.

Комментарии


Люблю это кино) спасибо!


Тоже люблю "Лабиринт", у него есть какое-то неповторимое очарование)