Больше историй

19 июня 2019 г. 16:12

2K

Немного из теории международных отношений

На магистратуре у нас был крайне занимательный курс "Войны и причины их возникновения" (или как-то похоже).

На вопрос "Почему происходят войны?" пытаются ответить очень много теорий, но в целом их делят на три группы. Профессор Bradley Thayer на этот счет проводит аналогию с автомобильной аварией, в которой могут быть виноваты:

А. водитель козел
Б. автомобиль неисправен
В. система прогнила: дороги-говно, пешеходам негде ходить, правила тупые

Итак, первая группа теорий ищет ответ на этот вопрос на уровне человека и его личности (водители-козлы). Мы воюем потому, что это заложено в нашей природе. Томас Гоббс четыреста лет назад сказал: "Человек человеку волк", и с тех пор мало что изменилось (постойте в больничной очереди).

Вторая группа теорий утверждает, что неисправны автомобили, то есть институты (в частности, государство). Самая влиятельная теория этой категории - теория демократического мира. Она гласит, что демократии между собой не воюют (между собой - ключевой момент).

Третья группа теорий говорит, что все предыдущее - мелочи, и нужно что-то делать с системой. Когда все кидают мусор на улице, твоя выкинутая в мусорку бумажка не играет большой роли. Самая известная такая теория - это марксистская теория (войны выгодны капиталистам, пока мы не победим классы, богатые будут богатеть, а бедные беднеть, и это будет провоцировать конфликты). Современные теории говорят о том, что богатство развитых стран произрастает из бедности других стран, иными словами кто-то должен жить экспортом всех своих ресурсов, кто-то должен производить товар за копейки, все не могут быть сытыми и счастливыми.

Но вернемся к первой группе теорий, которая винит во всем человеческую природу. Урсула Ле Гуин в этой книге выдвигает свою теорию, которая гласит, что, возможно, человек склонен к насилию из-за своей сексуальности. Мужские гормоны заставляют нас мериться писюнами, бряцать оружием, навязывают жесткую риторику в стиле пацан-не пацан, бей первым и прочее. Женские гормоны нестабильны, заставляют нас принимать решения эмоционально, секс и вовсе превращен в товар.

Описанное общество гетенианцев, напротив, большую часть времени гендерно нейтрально, не обременено мужскими/женскими нормами поведения, спокойно и хладнокровно действует. Вступившие в период кеммера, как правило, отстраняются от своих дел и проводят время в специально отведенных ля этого домах. Сам Дженли Аи отмечает, что этот народ не способен к войнам, в их языке такого слова и нет.

Есть еще одно предположение о причинах эксперимента: прекращение войн. Считали ли древние хейнцы, что постоянная сексуальная активность ведет к агрессивным, не свойственным никому из низших млекопитающих, кроме человека, проявлениям? Или же, подобно Тумассу Сонг Анготу, они считали войну проявлением мужского начала, огромным изнасилованием, и поэтому стремились в своем эксперименте ограничить как мужественность, которая насилует, так и женственность, которая подвергается насилию?
Бог знает. Но факт: гетенианцы, хотя и очень склонны к соперничеству, и оно осуществляется по многим социальным каналам и связано с престижем, но не агрессивны. У них, во всяком случае, нет того, что можно назвать войной. Они способны к убийству по одному и по двое, редко десятками, но никогда сотнями и тысячами. Так почему?

Мы не можем подтвердить или опровергнуть эту теорию, но для меня Урсула Ле Гуин в этот момент стала на голову выше.