Больше историй

5 мая 2019 г. 15:20

2K

Что хорошего в «Лекарстве от здоровья»?

Из размышлений о старых сюжетах и их актуальности...

картинка Beatrice_Belial
Кадр из фильма "Лекарство от здоровья".

Представьте себе воплощение типичной средневековой европейской сказки. Жил-был на свете герой и был он человеком, не чуждым страстей — ходил на войны, убивал пачками людей, шел по головам, был готов на все ради денег и почестей, был циничен, хладнокровен и в общем-то бессердечен. И вот однажды этого героя, уже умудренного опытом и житейской хитростью (хотя, все еще молодого) посылает его Господин на ответственное задание — поехать в старый страшный замок на вершине горы и привести некий предмет. Герой не долго думая отправляется в путь и вот перед ним открывается волшебный мир — таинственная деревня с множеством маленьких домиков, населенных хмурыми и недружелюбными жителями, а на горе возвышается огромный старый замок, прекрасный и ужасный одновременно. Герой приезжает в замок и видит, что там происходят странные события. Хозяин замка, конечно же, колдун и творит что-то жуткое, но герою все равно, он там из-за приказа, из-за денег. И вдруг… случается нечто очень неожиданное (вроде бы) для средневековым сюжетов, странное и одновременно парадоксально логичное — герой встречает ее, дочь колдуна. Прекрасная загадочная девушка, напевающая чарующим голосом волшебные песни похищает мысли героя и с ним происходит удивительная метаморфоза — он забывает о приказах своего Господина, о деньгах, былой славе, почестях, воинском долге, убивает злого колдуна и увозит с собой его прекрасную дочь в «жили они долго и счастливо».

картинка Beatrice_Belial

картинка Beatrice_Belial
Кадры из фильма "Лекарство от здоровья".

Честно говоря, сам по себе этот сюжет всегда казался мне любопытным. Откуда такая перемена в герое? Не иначе, любовь? На самом деле, не только любовь, которая в средневековых историях часто была больше похотью и сублимацией, так сказать, естественных желаний всяких прекрасных (и не очень) принцев, рыцарей, трубадуров и т.п. Тут дело в значении дочери колдуна (принцессы, волшебницы и т.п). Она — символ и воплощение очень интересных и важных понятий, настолько, что уже не кажется странным решение героя бросить все ради этой девушки и жизни с ней в «жили они долго и счастливо, но не факт, что богато и безопасно». Что же символизирует в таких сказках девушка? Вовсе не любовь как таковую. Она — София, как Великая Мудрость, как физическое воплощение принципа истинных ценностей. Она — хранитель тайных знаний и умений. И с точки зрения всего вышеперечисленного быть ее спасителем и избранником куда как круче для любого рыцаря и принца, чем все деньги мира и вся власть.

А теперь посмотрите фильм «Лекарство от здоровья». Он воплощает этот древний сюжет практически буквально, но в современных реалиях, дополняя повествование актуальными рассуждениями о том, что «всех денег не заработаешь» и «самые богатые — самые несвободные». И я нахожу эту картину весьма любопытной, не хорошей или плохой (ереси в фильме полно и она его сильно портит), а именно любопытной. Сюжет работает превосходно и в современных реалиях, а значит — он вечен, а значит- есть нечто фундаментальное во всей этой фабуле о банальном «спасении принцесс». И суть этой фабулы, ее философское и символическое значение не зря ценились людьми на протяжении столетий. Это и ответ на вопрос о том почему любовь дороже денег, и о том, зачем вообще нужна эта любовь и о том, зачем нужна та самая необыкновенная женщина.

картинка Beatrice_Belial
Кадр из фильма "Лекарство от здоровья".

Финал «Лекарства от здоровья», изливающий на зрителя тошнотворные голливудские штампы (думается, из-за желания создателей сотворить модный хоррор), не может не внести нотки разочарования в общий интригующий, хотя и странный мир этой картины. Но факт воплощения древних сказаний в современных реалиях все равно завораживает, тем более, что сделано все красиво и со смыслом. А потому, в финале картины, когда герой уже окончательно сменил машину на велосипед ( читай — белоснежный скакун 21 века) и усадил на него свою возлюбленную дабы увести ее в «жили они долго и счастливо» весьма радует. Одно лишь настораживает в этом финале — до странности хищная улыбка главного героя, сжимающего в объятиях свою Великую Мудрость и увозящего ее в мир, где ей уже нет места…

Или есть? Философский вопрос.