Больше историй

9 марта 2019 г. 12:12

865

Всему своё время

Я не люблю структурализм - я не люблю всё, что неподвластно моей голове. Леви-Стросса я пробовала читать ещё на курсе втором - запомнила только, что это было ужасно.

Вообще, в моём (политологическом) образовании было много несвоевременных вещей. Например, на первом курсе у нас параллельно преподавались история политических учений и теория политики. И пока на первой дисциплине мы прилежно читали Артхашастру и китайскую мысль, на второй мы уже вовсю разбиралась в подходах - например, в структурном функционализме. И только дойдя на втором курсе до чтения Парсонса, я поняла: аааа, значит, про это мы тогда говорили!

На самом первом занятии по теории политики преподавательница сказала: запишите дефиницию политики. Я крепко задумалась, так как что такое политика я знала, а вот дефиниция политики - это, конечно, вот да. Весь день ходила, как не своя - телефон с интернетом здесь-и-сейчас у меня появился только после 5 лет обучения в университете - вечером загуглила "дефиницию политики". Оказывается, на занятии надо было просто написать слово "политика", поставить тире и дать определение.

Были у меня и ещё потрясения - например, томик Платона, который надо было прочитать за неделю. Нет, Платон был в своё время и на своём месте - но я тут еле-еле с положениями XXII съезда КПСС разобралась, а вы про Древнюю Грецию. На первом курсе. А история стран Европы и Америки была только на третьем. И, слушая лектора по истории, я думала: аааа, про это писал Платон!

Ещё одним моим кошмаром были, конечно, "структурированные структуры структурирующих структур". Кажется, что моё "аааа, про это писал Бурдьё!" ещё ждёт меня в будущем.

Конечно, я понимаю важность понятийного аппарата - он нужен хотя бы для того, чтобы различать свой/чужой в профессии. Но если за "структурированными структурами" - пустота, то с этим что-то надо делать. Между сложным определением и пониманием я всё-таки выбираю второе.

А сейчас я в раздумьях - то ли стала умнее, то ли Леви-Стросс всё-таки мог писать понятно. В книге он рассказывает о своей жизни среди бразильских племён - поедает личинок, готовит мате разными способами, спит под открытым небом. А я прощаю ему тот ужас первого чтения