Больше историй

5 марта 2019 г. 16:58

1K

Вирджиния Вулф - "Орландо"

Сперва я посмотрела фильм, а затем поняла, что ничего не поняла и пошла читать книгу.
Экранизация одноимённого произведения Вирджинии Вулф... Я посмотрела, сказала "гм", пошла читать критику, а потом и первоисточник (что, собственно, и задержало этот мой отчёт), ибо в критике сказано, что понять этот фильм невозможно без знакомства с книгой. И знаете что? Книга мне тоже не помогла! Книга по сути - огромное эссе (то есть чёткого сюжета, событий и диалогов в нём нет, одни рассуждения) об относительности времени и пола, восприятии окружающего сквозь призму личного, типичности образов и эпох. Но огромное это эссе исполнено авторских мистификаций и очень сложно понять, где она серьёзна, а где, говоря современным языком, отвалилась табличка "сарказм".
Итак, некий прекрасный юноша по имени Орландо был рождён в елизаветинские времена. Он прожил до нашего времени (в книге - то того момента, когда она писалась (1928), в фильме - до нашей с вами современности): писал стихи, путешествовал и сражался, любил, разочаровывался в любви, стал женщиной, снова писал стихи, любил, освоил(а) авто, родила ребёнка.
В смысловом плане вещь сложная, о в чём не откажешь фильму - в красоте. Он весь, как живая картина, а озвучиваемые через Орландо цитаты из книги и это - в начале фильма под зыбкое пляшущее пламя факелов звучащее - "Элайза! Элайза!... до мурашек. Единственное: ‎Тильду Суинтон как юношу я воспринять не смогла, хотя она красива и играет великолепно. Впрочем, в этой двоякой роли "увидеть" кого бы то ни было вообще очень сложно: обратный кросспол будет откровенно смешон, а если взять разных артистов на разныые ипостаси Ордандо, то потеряется одна из главных идей книги...