Больше историй

17 января 2019 г. 12:36

1K

«Охотники на снегу» Питера Брейгеля в фильме "Солярис" А. Тарковского.

В фильме "Солярис" в знаменитой сцене невесомости мы видим крупный план картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля старшего.

картинка Beatrice_Belial
"Охотники на снегу" П. Брейгель старший.

Нам показывают картину в деталях, словно бы погружая зрителя в ее пространство под гипнотизирующие звуки. При этом, ощущение складывается не доброе, а скорее пугающее и настораживающее, мы видим крупный план черной собаки, потом черной птицы (ворона), потом мы начинаем слышать настороженное щебетание птиц и видим охотников с собаками, рабочих людей, почти черные стволы голых зимних деревьев, слышим лай собак. Картина словно бы оживает в пространстве кадра, затягивая в себя зрителей. Как это соотносится с «Солярисом», что символизирует эта картина в фильме и что она означает сама по себе?

Питер Брейгель старший - нидерландский живописец 16 века, создавал пейзажи и картины религиозного содержания и жанровые сценки, рассказывающие о жизни крестьян и горожан. В известную серию его работ «Времена года», которую он закончил в 1565 году, входило двенадцать картин, но до нас дошло всего четыре - «Сумрачный день», «Жатва», «Возвращение стад», «Охотники на снегу». Все эти полотна можно увидеть в фильме "Солярис" на стенах библиотеки станции Соляриса.

Прежде, спросим себя – почему именно «Охотники на снегу»? Ведь другие картины серии «Времена года» тоже висят на стенах библиотеки, но внимание зрителя режиссер фокусирует именно на зимнем пейзаже. Почему именно он? Отмечу, что сцены видео записей детства и земной жизни Криса в основном тоже сфокусированы на зимних пейзажах и в сцене невесомости сразу после картины Брейгеля мы видим именно кадры таких видео записей. Разумеется, это не случайно. Это символизирует некое соотнесение картины художника 16 века с Землей в целом и с детством Криса в смысле настроения, атмосферы, мрачности этого полумертвого зимнего пейзажа, навевающего меланхолию и грусть, с которыми у героя связаны воспоминания о Земле. Кстати Ларс фон Триер разместил эту картину именно в своей «Меланхолии».

Кроме того, диагональная структура изображения наверняка привлекала Тарковского с чисто художественной точки зрения, в его творчестве мы видим тяготение к похожему формированию кадров и, действительно, в этом подходе есть нечто завораживающее и монументальное. Сюжет прост – возвращение с охоты, усталость, отсутствие особых трофеев, полузагнанные собаки, мрачный зимний пейзаж без солнца, а в дали обычная деревенская жизнь, работающие и отдыхающие люди. Эта картина словно бы символизирует и воплощает весь земной мир, что в контексте «Соляриса» может символизировать разницу между миром Земли и Соляриса, негативный взгляд на Землю, так как на полотне мы видим мрачный безрадостный зимний (холодный) пейзаж, тяжелый труд, незатейливые развлечения (каток), вороны. Общее впечатление – тяжкая рутина, безысходность.

На мой взгляд, основная причина выбора именно этой картины в особом настроении, которое она навевала на Тарковского. Скорее всего, «Охотники на снегу» для него символизировали саму Землю, причем отношение это, как мы видим из анализа полотна, довольно негативное. Захочется ли Крису, подобно усталым охотникам, вернуться в такой мир? Вам бы хотелось попасть в пространство этой картины? Думаю, ответ очевиден. Причем, с помощью звукового сопровождения, картина представлена нарочито мрачно. Если бы во время ее демонстрации фоном играла бы какая-то легкая классическая мелодия, восприятие, возможно, было бы несколько иным. Но Тарковский сознательно словно бы пугает и зрителя, и Криса, смотрящего на эту картину в библиотеке. На полотне много людей, занимающихся именно безрадостным тяжелым физическим трудом чисто ради выживания, а темное небо и острые пики гор вдалеке только подчеркивают ощущение бессмысленности земного бытия и безысходности. «Охотники на снегу» характерны тем, что дают как бы общий и довольно обширный взгляд со стороны на Землю и жизнь людей. Если бы Хари попросила Криса показать ей Землю, именно это полотно Брейгеля подошло бы лучше других. Скорее всего, именно потому Тарковский его и выбрал.

И вот начинается период невесомости. Мы видим взлетающий канделябр с горящими свечами. Практически во всех смысловых трактовках эта сцена означает одно и то же - торжество души, Высшего, любви. Вспомним о том, что Тарковский в своих картинах не единожды использовал визуальный символ «воспарения» и чаще всего он был связан именно с темой влюбленных. Невесомость – символ окончательного отрыва Криса от земного мира практичной рациональной реальности и воспарение его в мир фантазии, в мир Высшего, в мир Соляриса, что достигается через любовь к Хари (потому она рядом с героем в этой сцене). Фоном звучит музыка Баха. После воспарения мы снова видим кадры с картиной Брейгеля, что символизирует отрыв от Земли, земной реальности, именно в этот момент Крис по-настоящему и навсегда покидает Землю, потому это и довольно торжественный и очень красивый момент. Мы видим Хари и Криса на фоне всех пейзажей из серии «Времена года» Брейгеля, все они довольно мрачны и хорошо вписываются в общую концепцию описания реальной земной жизни, это сюжеты о возвращении с поля стада, о жатве, о сумрачном дне. Хари обнимает и жалеет Криса, кадры хроники его детства подчеркивают разрыв героя с Землей, его боль и тоску по прошлой жизни в этот момент. Кадры с горящим костром в рамках зимнего пейзажа, символизирующие сожжение и конец земной жизни и прошлого и сразу после - кадры с океаном Соляриса, как символ начала новой для героя жизни.

Примечание: данный материал- отрывок из моего исследования картины "Солярис".

Комментарии


как всегда - замечательная история! подробная, глубокая, интересная!
и как раз в тему - зимняя :-)


Спасибо) Да, сама эта картина очень зимняя не только по факту, но и по настроению, атмосфере. Интересное произведение, на самом деле, оставляет противоречивые чувства.


Ох, у Брейгеля многие картины, это целый лабиринт подсмыслов. Ты очень интересно развила эту тему связи картины с сюжетом! Помню, я не сильно углубилась в эту взаимосвязь, думая, что это был символ, "возвращения с ничем", пророчества Крису, что его ожидает. Но как красиво придумано было связать их вообще!

Понимать ли твой постскриптум, что можно ожидать и другие части своего исследования? )


Расшифровывать значение отдельных символов (из живописи, музыки, явлений природы и т.п.) у Тарковского крайне интересно) Я это дело люблю уже много лет, часто пересматриваю его картины. Вариант трактовки как "возвращение ни с чем" я слышала прежде, но когда сама анализировала фильм, решила, что вижу другой смысл- эту картину, как символ Земли в целом, земного мира. А так, трактовок там может быть множество.

По поводу посткриптума я на праздниках сделала подробный разбор ( по сценам) "Сталкера" и "Соляриса". Делала больше для себя, так как давно планировала. На сайте наверное пока опубликую только разбор "Сталкера" с расшифровкой некоторых визуальных символов, отсылок, цитат, подтекстов и дам несколько версий трактовок смысла картины в разных направлениях - психология, философия, религия, мифология и др. Только там длинный текст и я сомневаюсь что кто-то на сайте станет это читать в форме именно анализа каждой сцены. Думала, придать тексту какую-то другую форму, но уже особо нет времени редактировать, поэтому наверное выложу как есть))