Больше историй

13 декабря 2018 г. 05:25

435

Спасибо за не сделанное

Умберто Эко отлично разбирается в буквах. В картинках несколько хуже. Поэтому его рассказ о художнике по имени Беллотто уступает в глубине и динамизме сюжету, который показала программа "Искусственный отбор" на канале "Культура".

Этот Беллотто был рождён в Италии, но нежно любил три города: Дрезден, Варшаву и Санкт-Петербург.
В Дрездене и Варшаве он подолгу жил и запечатлел эти города на своих бессмертных полотнах. А вот с Санкт-Петербургом не сложилось. Беллотто любил его только на расстоянии -- платонически, так сказать. Слышал о нём восторженные отзывы друзей, но никогда не видел сам. Поэтому никаких изображений столицы Российской империи потомкам не оставил.
Вот вопрос: плохо это или как?
Ответ такой: это просто отлично! Нам крупно повезло!
Дело в том, что все здания, которые когда-либо запечатлел своей кистью Беллотто, были разрушены до основания!
Да! Вот такая была у Беллотто способность не то прозревать будущее, не то на него как-то влиять.

Разумеется, такие мистические способности у художников -- дело обычное. Никто же не удивляется, что Ван Эйк из XV века увидел президента России. Обычное дело.

Беллотто жил до изобретения фотографии, но его картины отличаются фотографической точностью. Видимо, он (как, скорее всего, и задолго до него Ван Эйк и другие) пользовался какими-то оптическими устройствами вроде камеры-обскуры. Фотопроцесс ещё не изобрели, но оптика-то развивалась по крайней мере со времён Аристотеля.
И произошло чудо! На этот раз уже настоящее чудо. По картинам Беллотто восстановили Дрезден и Варшаву после II мировой войны!
А Ленинград не восстановили. Но его и не разрушили до такой степени, как Варшаву и Дрезден.
А почему не разрушили? Потому что Беллотто до него не доехал. Творения Монферрана у нас настоящие.

Скажем же спасибо Беллотто. За всё. За сделанное и, главное, за не сделанное.

Но информация никогда не ходит одна. За неё обязательно цепляется другая. Вот и "спасибо Беллотто" не осталось в одиночестве.

Вчера снова смотрел "Искусственный отбор".
Нас знакомили с Такаюки Хара.
Это художник такой -- японского происхождения. (Слово художник важно!)
Рождён был Такаюки Хара в Японии, жил там до 15 лет, писал какую-то литературу. Потом приехал в Лондон. Английским языком владеет недостаточно. Не беда: стал художником. На его месте так поступил бы каждый :)
Рисует как может. В подростковом стиле. Чувствуется влияние манга.
Но не только манга! Сам он подчёркивает влияние Босха! Вот это уже интересно!
Босх мог бы повернуть нашего художника в самых разных направлениях, но не вышло. Даже Босху оказалось слабо́: его сюжеты Такаюки Хара рисует в том же самом детском стиле с налётом манга :)))
Но бог с ним, не будем придираться. На то он и художник, чтобы рисовать так, как сам захочет. И как сможет.

Интересно другое.
Такаюки Хара впервые услышал о Босхе уже по приезде в Лондон!
Ладно, подумал я. Странно, конечно, но, может быть, Босх не очень известен в Японии потенциальным художникам? Слава богу, они там знают хотя бы Ван Гога и Чебурашку.
Но оказалось, что и о японской гравюре Такаюки Хара впервые узнал от своих шотландских друзей! Он никогда не видел ни одной гравюры Хокусая!
Вот это уже номер! Ай-да японец! Ай-да художник!

Да, вот ещё важное замечание: Такаюки Хара не одинок в своём беззаветном служении Музе. Есть ещё Takayuki Harada. Это совсем другой художник, совершенно не похожий по стилю на нашего Такаюки.
Что стиль у них разный -- это хорошо. Плохо, что по качеству работ оба Такаюки вполне сто́ят друг друга.

Воистину, в наше время художником может стать кто угодно. Надо только назваться им.
Кстати, с писателями та же фигня. Не с Умберто Эко, разумеется. Со многими другими.

Думаю, некоторым деятелям искусства можно было бы сказать спасибо за не сделанное, только совсем не так, как мы говорим спасибо Беллотто за Санкт-Петербург.