Больше историй

13 августа 2018 г. 22:20

610

Копро-символика в детской литературе с позиций психоанализа

Попался тут постинг про японскую детскую книжку "Детектив Жопа". В ней описываются приключения, как можно догадаться, детектива Жопы, который борется с главным злодеем Какашкой.

И тут я вспомнила другой образчик анальной темы в детской литературе - чешскую книжку "Кто накакал кроту на голову", - и решила разобраться, что детям хотят всем этим сказать.

Мой внутренний Юнг сказал, что это всё неспроста. Хотя эта тема больше близка Фрейду и его последователям (например, Ференци), но мне больше импонирует символический подход Юнга. За на первый взгляд безобидной темой, чья цель, казалось бы, - просто повеселить детей и их родителей, кроются национальные неврозы народов, породивших данные произведения культуры. Коллективное бессознательное вдохновляет авторов не только на подобные идеи, но и на их реализацию в массовый доступ.

Например, в книжке про Крота я вижу символ обнаружения внешнего автора наших интроектов, наших внутренних установок, которые мы принимаем за свои. По обнаружении автора мы возвращаем ему "долг". Крот сознательно символически какает на голову Собаке, которая нечаянно накакала ему, и тем самым развязывает гештальт.

Если бы книжку писал американский автор, то Крот, найдя при помощи Мух-психоаналитиков корень невроза, учился бы принимать себя таким, какой он есть, вместе с какашкой на голове.

Если бы книжку писала эво-люция, то Кроту бы Мухи жёстко доказали, что он сам подлез под задницу присевшей облегчиться Собаке, и что ему надо не искать виновных из внешнего локуса, а смотреть, куда он норы роет, почему его поле не защищено и почему он сразу же не скидывает любые попавшие на него какашки.

Но национальный характер чехов проявился в этой крошечной детали, которую Собака даже не заметила. Можно с уверенностью сказать, что они (и все близкие к ним по характеру народы) склонны к мести как к персональному акту самоисцеления от душевных травм вне зависимости от того, насколько конкретный акт мести портит жизнь обидчику. Главное здесь - самому прожить ритуал воздаяния, и совершенно не важно, почувствует ли себя другая сторона уязвлённой или травмированной.

Если игнорировать акт мести, за этой копро-символикой кроется годная психологическая идея. Через многократное чтение этой книжки в ребёнке укрепляется бессознательная модель поиска авторства всех, фигурально накакавших ему на голову, - то есть вбивших ему какие-то идеи или установки о нём самом, - а значит, потенциально, обнаружения собственной головы и умения думать самостоятельно.

Что касается детектива Жопы, гоняющимся за злодеем-Какашкой, то здесь мне видятся сразу два потока японского коллективного бессознательного, в равной степени вдохновившие авторов.

Во-первых, это японское чувство стыда, постоянно толкающее японцев прятать от постороннего взгляда всё личное. Эдакий растянутый сразу на много планов бытия анальный рефлекс. Попытка разрешить данный невроз предпринималась 40 лет назад книгой "Все какают", в которой японцы сами себя пытались убедить, что это нормально.

Пока они дошли до того, что через популяризацию японской порнухи и хентая, а также через психоделические японские тв-шоу нормализировали Жопу, которая стала эдаким героем. В области нормального не закрепишься иначе как через подвиг. Но Жопа тут встала на службу непоборимому социальному демону - стыду за персональные продукты своей жизнедеятельности. Хотя в книге это и выражено злодействами физиологической Какашки, но поле символа простирается куда дальше. Потеря лица, проявление сильных спонтанных эмоций, проявление инициативы в рабочем коллективе, нестандартное мышление, вызов традиционному обществу - всё то суть какашки разных планов бытия человека. Детектив Жопа нам как бы говорит - держи свои какашки при себе, не разбрасывай их повсюду. В своём туалете делай что угодно и с кем угодно, но не выставляй это на публику.

Вторая интерпретация данной книжки сильно схожа с первой, но имеет свою независимую историческую основу. Один некогда популярный блоггер донёс до нас информацию, что в некоторых японских школах решили воспитывать детей в самурайском духе, тренировать у них силу воли и ввели правило для них не какать в школе и терпеть до дома. Здесь тоже очевидно развитие сдерживающего первый порыв рефлекса, чтобы потом вдарить с удвоенной силой. Через такой банальный акт, как удержание от опорожнения кишечника по первому порыву, тренируемый многократно за школьные годы, в японских детях взращивается умение контролировать внутреннее давление с тем, чтобы затем эффективно его направлять на самореализацию, на изъявление своей воли. Это практически айкидо!

Сайт, на котором я нашла сканы книжки о Кроте, так же подсказал, что есть произведения аналогичной тематики и авторства шведов - "Маленькая книжка о какашках". Эта книга настолько шведская, насколько это возможно. Она довольно либеральна, несколько бредова, включает все возможные комбинации взаимодействия человека и экскрементов, включая фантазии о покрытии себя ими, использования их в творчестве и поедания их. Автор этой книжки также известна своим типично шведским освещением темы любви и смерти. Мне больше про любовь понравилось. Про смерть как-то без должного скандинавского нуара. Викинги уже не те.

Тот же источник поделился, что совсем рядом, в Голландии, есть "Большая пись-пись книга".

Какое же послание коллективного бессознательного она может нести? Да это же попытка нидерландского коллективного бессознательного сублимировать национальный невроз Нидерландов о затоплении Северным морем! Сублимация должна производиться через перекачку лишней воды из моря во внутренний ресурс страны! "Большая пись-пись книга" по объёму меньше "Маленькой книжки о какашках", но тут слово "большая" относится не к размеру книги, а к компенсируемой степени воздействия на нужные потоки.

В России книг по сабжу в области детской литературы не издавалось. Но всё же есть одно произведение, существующее в электронном формате, - "Приключения какашки". Якобы оно было плодом творческого вдохновения от шведской "маленькой книжки". Ну, в принципе, почему бы и нет? Коллективное подсознание - оно, как Дао, присутствует везде и проявляется во всём.

Только эта книжка не для детей. Она, можно, сказать, о судьбах России, о том, где какашке хорошо. Здесь я увидела символ поиска себя через отражение в массовой культуре, но также попытку детоксикации пространства, где плавают рыбы, гуляют животные и играют дети, попытку экзорцизма путём изоляции экскрементов в специально выделенное для них место.


Комментарии


Книгу про крота написал немец Вернер Хольцварт