Больше историй

12 июня 2018 г. 15:26

2K

Старая экранизация

В фильме «Первая ночь покоя» (1972) герой Алена Делона в разговоре с подругой-красавицей обсуждают «Ванину Ванини». При этом он упоминает о «старом фильме». Если уж тогда лента Росселини начала 1960-х была «старой», то теперь она вроде бы и вовсе представляет лишь музейный интерес. Но посмотреть ее все-таки можно, как и другую классическую экранизацию Стендаля «Пармскую обитель» (1948 – там привлекает бесподобный Жерар Филипп). Из ХХ века предыдущее столетие представлялось таким понятным и спокойным, несмотря на всех карбонариев. «Ванина» скорее передает дух эпохи, в которой она снималась, нежели время самого действия. Да и приемы его изображения довольно стандартны: церкви, дворцы, костюмы, страсти-мордасти. Выбор героя-революционера (по нынешней терминологии «террориста»), который жертвует жизнью и красивой женщиной ради героической гибели на эшафоте, чести и товарищей представляется сегодня мягко говоря, неочевидным. Но тогда это было в «тренде» и Стендаль – один из лучших писателей века – в своих произведениях отразил. Вообще, в СССР любили Стендаля и кино по нему (вспомнить хотя бы «Красное и черное» с Белохвостиковой и Еременко), в соответствующем кластере, наверно, уступал он только «Оводу». Слишком уж соблазнительны были эстетические аргументы в пользу революционной истории и апологии «социализма».
Времена другие, ценности тоже, но все же и без этого фильм Р.Росселини трудно назвать шедевром. Видимо, то, что в неореализме шло на «ура», применительно к прошлым эпохам работает плохо.