Больше историй

15 мая 2018 г. 19:43

595

О многоугольниках Превера

Друг милый, я люблю тебя,
А ты его. А он другую.
А та, платочек теребя,
Меня, а я и в ус не дую.
Александр Кушнер.


Эпизод "Киномании" с кражей фильма из машины сына военного преступника, на которую героиня книги, помешанная на кинематографе Клэр отправляет молодого любовника: -  

Каждый день своей жизни я теперь буду помнить, что какая-то фашистская гнида, бежавшая от справедливого суда, смакует мой любимый фильм.

В результате им достается совсем другая лента, на чем и выстроен сюжет, но кино, которое собирались украсть - Les Enfants du Paradis "Дети райка"

Кинематограф более других искусств подвержен влиянию моды. Музыка, живопись, скульптура вне времени. Нет, отличить барокко от романтизма и дилетанту под силу, а кубизм не спутаешь с реализмом, как джаз или рок с классикой. Но преимуществом всех этих видов творчества - четкая локализация внутри целевых групп. Как и литературы: маловероятно, что дилетант пойдет на джазовый концерт или выставку современного искусства. А оказавшись случайно среди зрителей-слушателей-читателей, остережется выносить вердикты, чтобы не выглядеть невеждой. Искусство оперирует знаковыми системами, без знакомства с которыми потребление невозможно или крайне затруднено.

Кино на порядок доступнее: что там думать - прыгать надо! Вот видишь, такие же люди, как мы с тобой. О двух руках, двух ногах и одной голове. Вот бегут, вот стреляют или целуются... Слабость - оборотная сторона любой силы, фильмы устаревают с катастрофической скоростью: гляди, какие нелепые моды; спецэффекты конечно - я молчу; нашел, но перевод двухголосый, а я дубляжом избалован; черно-белый, вы смеетесь?

С "Детьми райка" мне повезло. Прежде фильма, увиденного несколькими годами позже, прочла сценарий Жака Превера. Я, в невежестве, опасалась "про войну", покупая книгу. Райка - рейха, кто ж его знает, может это и так транскрибируется? А оказалось про театр. И про любовь. И про предательство. И про дружбу. И про невозможность для двух родственных душ быть вместе: не подлая бедность, так моральные обязательства перед другими людьми не позволят.

"Раек" - устаревшее название театральной галерки, парадиз - во французском театре. "Les Enfants du Paradis". Преверу скучны банальные треугольники, он заключает своих героев в четырех-, пяти-, шестиугольные конструкции. Уровень сложности отношений между персонажами, количество нюансов много выше, чем в привычном нам современном кинематографе.

Четверо мужчин, талантливых и ярких и одна женщина. Любит она только одного из них (что естественно). Но принимает ухаживания и другого (потому что это тоже естественно для женщины, осознающей себя желанной); рассталась с третьим, а останется в итоге с четвертым (ну совсем-совсем в итоге иначе, не скажу, как). И есть еще женщина. Не менее привлекательная, но отчего-то нежеланная, которая любит того первого, что и властительница дум.

Недостаток сценариев вообще - их краткость, тяготение к синопсису. Вся история заняла у Превера страниц восемьдесят, вы понимаете, что такой уровень психологической сложности передать подобными средствами и объемом нереально, только сюжетную канву и диалоги. Но представление об истории, воплощенной в фильме, который критики причислили к тройке лучших в истории мирового кинематографа - представление получаешь. А дальше работа твоего воображения и собственно просмотр.

В советское время пришлось года полтора ждать, чтобы увидеть. И, влюбленная в Горанс, жутко разочаровалась в Арлетти поначалу. А к финалу не мыслила уже кого-то другого в этой роли. Она потрясающе хороша. А вспомнилась сегодня, потому что другой фильм Марселя Карне по сценарию Превера с Арлетти в главной роли посмотрела, "День начинается". Но там еще воплощение сдержанной мужественности Жан Габен. Об этом как-нибудь потом, фирменный преверовский многоугольник в наличии. И вспомнила "Детей райка"

картинка majj-s

Ах да, герои фильма - реальные исторические личности, сыгравшие большую роль в становлении французского театрального искусства. Не столь зависящего от моды, как кинематограф.

Ветка комментариев


Прошу прощения: видит бог, уесть не хотел. Пусть себе поют :)


Да это нормально, у нас с вами солнечная квадратура, мы все время задеваем друг друга острыми углами, о существовании которых сами не подозреваем.)


Квадратура солнечного круга :)

Солнечный круг,
Небо вокруг.

Вот мне солнечно-туманный пейзаж прислали только что:
mist over zelenograd
Посадка в Шереметьеве. Снято сегодня в 5 утра местного времени. Вдали Зеленоград.
И я, кстати, видел на flightradar24 в режиме реального времени, как самолёт пролетал Тольятти около 4 по Москве.
Вас вспоминал :)


Класс! Иногда все-таки получается не задевать. Но гляди-ка, никаких подробностей нынче не спрячешь, "мне сверху видно все..."


Сверху видно почти всё :)
Кое-что пытаются прятать по старой памяти. Например, на этом flightradar-e все гражданские аэропорты показаны в подробностях, но только не московские: на их месте серое пятно. Видимо, чтобы шпионы не навели вражеские бомбардировщики на взлётно-посадочную полосу. Или, скорее, чтобы не позориться: во всех приличных аэропортах несколько ВПП, и только в московских по одной :)))
И это при том, что на google maps все подробности отлично видны. Отрыжка социализма, я думаю. Всё должно быть секретно. А ещё лучше -- запрещено :)))

Кстати, мы и к google maps подбираемся постепенно. Например, есть такой город Гаджиево. И там база нашего Северного флота. Подводные лодки там стоят косяками, когда отдыхают от похода. Так вот, на google maps ни одной подводной лодки у причала не видно.
Справедливости ради надо сказать, что и у причалов натовских военно-морских баз лодок не видно. (Изучал недавно соответствующие места на Крите и на Кипре.) Причалы есть, но все пустые.
А на военных аэродромах самолёты видно пока отлично. Думаю, скоро и их заретушируют. Просто аэродромов больше, и руки google до них не дошли.


Просто аэродромов больше, и руки google до них не дошли.


Думаете. они вручную ретушируют?


Не думаю. Знаю.
Это хорошо видно на панорамах улиц. Они аккуратно замазывают лица людей и номера автомобилей, попадающих на снимки. Это можно только вручную сделать. Искусственный интеллект пока недостаточно надёжно выполняет такую задачу.


Ох, мой мир уже не будет прежним. Неужели даже лица людей? Приватности больше не существует.


Всё не так уж плохо. Лица не видны со спутника, к счастью. И, думаю, никогда не будут видны по физическим ограничениям световых волн.
Их видит только гугломобиль. Он ездит по улицам с панорамной камерой на крыше. И у Яндекса тоже есть панорамы улиц. Если такой автомобиль увидите, бегите скорее прочь :)

Только не читайте, что около картинки понаписала КП: они не поняли, что за картинку вставили. Подумали, что это беспилотный автомобиль, а на самом деле это для фотографирования улиц. На нём написано 'google maps'.
Шофёр там присутствует, а в КП работают двоечники :)))


Комсомольцы. чего вы от них хотели.