Теодор Рошак «Киномания» — история majj-s

О многоугольниках Превера
Друг милый, я люблю тебя,
А ты его. А он другую.
А та, платочек теребя,
Меня, а я и в ус не дую.
Александр Кушнер.


Эпизод "Киномании" с кражей фильма из машины сына военного преступника, на которую героиня книги, помешанная на кинематографе Клэр отправляет молодого любовника: -  

Каждый день своей жизни я теперь буду помнить, что какая-то фашистская гнида, бежавшая от справедливого суда, смакует мой любимый фильм.

В результате им достается совсем другая лента, на чем и выстроен сюжет, но кино, которое собирались украсть - Les Enfants du Paradis "Дети райка"

Кинематограф более других искусств подвержен влиянию моды. Музыка, живопись, скульптура вне времени. Нет, отличить барокко от романтизма и дилетанту под силу, а кубизм не спутаешь с реализмом, как джаз или рок с классикой. Но преимуществом всех этих видов творчества - четкая локализация внутри целевых групп. Как и литературы: маловероятно, что дилетант пойдет на джазовый концерт или выставку современного искусства. А оказавшись случайно среди зрителей-слушателей-читателей, остережется выносить вердикты, чтобы не выглядеть невеждой. Искусство оперирует знаковыми системами, без знакомства с которыми потребление невозможно или крайне затруднено.

Кино на порядок доступнее: что там думать - прыгать надо! Вот видишь, такие же люди, как мы с тобой. О двух руках, двух ногах и одной голове. Вот бегут, вот стреляют или целуются... Слабость - оборотная сторона любой силы, фильмы устаревают с катастрофической скоростью: гляди, какие нелепые моды; спецэффекты конечно - я молчу; нашел, но перевод двухголосый, а я дубляжом избалован; черно-белый, вы смеетесь?

С "Детьми райка" мне повезло. Прежде фильма, увиденного несколькими годами позже, прочла сценарий Жака Превера. Я, в невежестве, опасалась "про войну", покупая книгу. Райка - рейха, кто ж его знает, может это и так транскрибируется? А оказалось про театр. И про любовь. И про предательство. И про дружбу. И про невозможность для двух родственных душ быть вместе: не подлая бедность, так моральные обязательства перед другими людьми не позволят.

"Раек" - устаревшее название театральной галерки, парадиз - во французском театре. "Les Enfants du Paradis". Преверу скучны банальные треугольники, он заключает своих героев в четырех-, пяти-, шестиугольные конструкции. Уровень сложности отношений между персонажами, количество нюансов много выше, чем в привычном нам современном кинематографе.

Четверо мужчин, талантливых и ярких и одна женщина. Любит она только одного из них (что естественно). Но принимает ухаживания и другого (потому что это тоже естественно для женщины, осознающей себя желанной); рассталась с третьим, а останется в итоге с четвертым (ну совсем-совсем в итоге иначе, не скажу, как). И есть еще женщина. Не менее привлекательная, но отчего-то нежеланная, которая любит того первого, что и властительница дум.

Недостаток сценариев вообще - их краткость, тяготение к синопсису. Вся история заняла у Превера страниц восемьдесят, вы понимаете, что такой уровень психологической сложности передать подобными средствами и объемом нереально, только сюжетную канву и диалоги. Но представление об истории, воплощенной в фильме, который критики причислили к тройке лучших в истории мирового кинематографа - представление получаешь. А дальше работа твоего воображения и собственно просмотр.

В советское время пришлось года полтора ждать, чтобы увидеть. И, влюбленная в Горанс, жутко разочаровалась в Арлетти поначалу. А к финалу не мыслила уже кого-то другого в этой роли. Она потрясающе хороша. А вспомнилась сегодня, потому что другой фильм Марселя Карне по сценарию Превера с Арлетти в главной роли посмотрела, "День начинается". Но там еще воплощение сдержанной мужественности Жан Габен. Об этом как-нибудь потом, фирменный преверовский многоугольник в наличии. И вспомнила "Детей райка"

картинка majj-s

Ах да, герои фильма - реальные исторические личности, сыгравшие большую роль в становлении французского театрального искусства. Не столь зависящего от моды, как кинематограф.

Комментарии


Спасибо за идею :) Задумался о вневременном характере искусства. Получилось вот что.

Самое эфемерное: театр. Сняли спектакль из репертуара -- и всё, труба.
Кино следующее. Конечно, фильмы Чарли Чаплина сохранятся на века, но они никогда не станут старше, скажем, Моны Лизы (о которой я с вашей подачи вчера рассказ Брэдбери прочитал). Поэтому следующее: живопись.
Потом идёт скульптура. Ни одно из живописных полотен не сохранилось со времён Фидия, а его творения живут. (Хотя, скульптуру трудно датировать.)
Потом идёт литература. Гильгамеш жил примерно тогда, когда строились первые пирамиды в Гизе, записан он был на глиняных табличках много позже.
Поэтому, скорее всего, архитектура "более бессмертна".
Рекордсменом же является графика и резьба по камню. Звери пещеры Ласко и неолитические Венеры были созданы в головокружительной древности вскоре после того, как растаял последний ледник, если не раньше. Но тут надо учесть, что этим произведениям просто повезло. Они либо были созданы из неубиваемого материала, либо хранились в исключительно удачных условиях.
Вот такая получается история :)

Можно, конечно, добавить в этот список ещё и каменные орудия наших совсем уж далёких предков, но это всё-таки не совсем произведения искусства, а утилитарные предметы.
Хотя, кто знает? Раковина моллюска с дыркой посередине вполне могла бы быть и украшением :)


Мне кажется, самое эфемерное - перфомансы и флешмобы в современном искусстве. Спектакль переживает много показов и остается в памяти зрителей, которые специально шли в театр,чтобы увидеть его, а мобы явление разовое, возникают спонтанно, на взгляд невовлеченных в действо, не несут идейной нагрузки, которая удерживала бы у случайных зрителей впечатление в целостности. И однако они тоже искусство. Мне вот этот нравится, ему повезло, зафиксирован.

03:45

Да, про перформансы и хеппенинги я как-то не подумал.
Есть дурацкий анекдот про эти виды искусства:

Если насрать кому-нибудь под дверью, позвонить и посмотреть издали, то это перформанс.
А если позвонить и убежать, то это хэппенинг.

Надо сказать, этот клип, с моей точки зрения, имеет к искусству примерно такое же отношение, как выращивание кроликов -- к биологии. Кое-что общее бесспорно есть, но не более того :)))


клип, с моей точки зрения, имеет к искусству примерно такое же отношение, как выращивание кроликов -- к биологии


Уели.


Прошу прощения: видит бог, уесть не хотел. Пусть себе поют :)


Да это нормально, у нас с вами солнечная квадратура, мы все время задеваем друг друга острыми углами, о существовании которых сами не подозреваем.)


Квадратура солнечного круга :)

Солнечный круг,
Небо вокруг.

Вот мне солнечно-туманный пейзаж прислали только что:
mist over zelenograd
Посадка в Шереметьеве. Снято сегодня в 5 утра местного времени. Вдали Зеленоград.
И я, кстати, видел на flightradar24 в режиме реального времени, как самолёт пролетал Тольятти около 4 по Москве.
Вас вспоминал :)


Класс! Иногда все-таки получается не задевать. Но гляди-ка, никаких подробностей нынче не спрячешь, "мне сверху видно все..."


Сверху видно почти всё :)
Кое-что пытаются прятать по старой памяти. Например, на этом flightradar-e все гражданские аэропорты показаны в подробностях, но только не московские: на их месте серое пятно. Видимо, чтобы шпионы не навели вражеские бомбардировщики на взлётно-посадочную полосу. Или, скорее, чтобы не позориться: во всех приличных аэропортах несколько ВПП, и только в московских по одной :)))
И это при том, что на google maps все подробности отлично видны. Отрыжка социализма, я думаю. Всё должно быть секретно. А ещё лучше -- запрещено :)))

Кстати, мы и к google maps подбираемся постепенно. Например, есть такой город Гаджиево. И там база нашего Северного флота. Подводные лодки там стоят косяками, когда отдыхают от похода. Так вот, на google maps ни одной подводной лодки у причала не видно.
Справедливости ради надо сказать, что и у причалов натовских военно-морских баз лодок не видно. (Изучал недавно соответствующие места на Крите и на Кипре.) Причалы есть, но все пустые.
А на военных аэродромах самолёты видно пока отлично. Думаю, скоро и их заретушируют. Просто аэродромов больше, и руки google до них не дошли.


Просто аэродромов больше, и руки google до них не дошли.


Думаете. они вручную ретушируют?


Не думаю. Знаю.
Это хорошо видно на панорамах улиц. Они аккуратно замазывают лица людей и номера автомобилей, попадающих на снимки. Это можно только вручную сделать. Искусственный интеллект пока недостаточно надёжно выполняет такую задачу.


Ох, мой мир уже не будет прежним. Неужели даже лица людей? Приватности больше не существует.


Всё не так уж плохо. Лица не видны со спутника, к счастью. И, думаю, никогда не будут видны по физическим ограничениям световых волн.
Их видит только гугломобиль. Он ездит по улицам с панорамной камерой на крыше. И у Яндекса тоже есть панорамы улиц. Если такой автомобиль увидите, бегите скорее прочь :)

Только не читайте, что около картинки понаписала КП: они не поняли, что за картинку вставили. Подумали, что это беспилотный автомобиль, а на самом деле это для фотографирования улиц. На нём написано 'google maps'.
Шофёр там присутствует, а в КП работают двоечники :)))


Комсомольцы. чего вы от них хотели.

Виктор Вахштайн «Социология вещей»
Является ли «Анна Каренина» более или менее той же самой историей, что и «Мадам Бовари» ? Леви-Стросс пользовался бинарными оппозициями и формальными…
majj-s
livelib.ru
Николай Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий»
Кто бы мне сказал, в стихах или словом, для чего пошла на этот фильм. Ну, потому что люблю Гоголя. И смотрела первую часть, которая оказалась вовсе не так…
majj-s
livelib.ru
Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него»
Why we build the wall?
Зачем мы строим стену? - А я сейчас "Хедистон" слушаю.
- Это что?
- Мюзикл, небродвейский, - настороженный взгляд, готовый отразить…
majj-s
livelib.ru