Больше историй

5 марта 2018 г. 14:11

629

Откровенно о поэзии Марины Цветаевой.

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала—тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет—
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь—могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Для меня Цветаева - очень сложная поэтесса в первую очередь потому, что я чувствую какое-то странное несоответствие между тем, какой была жизнь этой женщины (исходя из того, что мы можем прочесть о ней) и того, какими были ее стихи. Тут сложный духовный путь сочетается с не менее сложным, но все же достаточно иным путем жизненным. Загадка… О Цветаевой вообще много загадок.

картинка Beatrice_Belial

Как она писала? Очень по-мужски, на самом деле. Это глубокие философские стихи, сильные в эмоциональном и содержательном плане, очень честные. Лучшие произведения Марины Ивановны можно назвать жесткими, бескомпромиссными и даже жестокими. Я не чувствую никакой особой романтики в них, хотя у Цветаевой есть весьма проникновенные стихотворения о любви и это чувство играло важную роль в ее жизни. Скорее, я чувствую в ее стихах сложную и загадочную мистическую составляющую, словно бы отделяющую поверхностный смысл стихотворения от глубинного, таинственного.
Наиболее характерными в этом плане можно считать стихотворения «Попытка ревности», «Азраил», «Белоснежка», «Байрону», «Лилит» и многие другие. Эти стихи изобилуют любопытными намеками, над значением которых очень интересно размышлять. Некое мистическое откровение, на грани пророческого видения, конечно, было даровано этой женщине и она ярко и мощно воплотила его в своем творчестве. Она сделала это более прямо, чем великолепная Зинаида Гиппиус и, пожалуй, даже более смело. Весьма необычны, скажем, стихотворения Цветаевой на религиозную тематику. Они такие острые и, я бы даже сказала, странные. Убеждаюсь каждый раз - нельзя просто читать стихи Цветаевой, как люди делают это обычно (уютно устроившись с томиком в кресле). Ее надо расшифровывать. Это, кстати сказать, мое поэтическое хобби и не только касательно Цветаевой. Разница только в том, что о ее стихах я никогда никакие «разборы» не публикую.

Дальше...

Считать Марину Ивановну мистической поэтессой, в чем-то даже готической очень даже можно. Хотя, признаюсь, я не часто слышала от других людей подобные характеристики в ее адрес. Вспоминается стихотворение «Хочу у зеркала, где муть», в котором Цветаева обращается к зеркалу как героиня старой сказки, спрашивая его и наблюдая через него за другими людьми. Очень проникновенно, завораживающе. Вообще, зеркала у нее многозначительны…

Байрону

Я думаю об утре Вашей славы,
Об утре Ваших дней,
Когда очнулись демоном от сна Вы
И богом для людей.

Я думаю о том, как Ваши брови
Сошлись над факелами Ваших глаз,
О том, как лава древней крови
По Вашим жилам разлилась.

Я думаю о пальцах, очень длинных,
В волнистых волосах,
И обо всех - в аллеях и в гостиных -
Вас жаждущих глазах.

И о сердцах, которых - слишком юный -
Вы не имели времени прочесть,
В те времена, когда всходили луны
И гасли в Вашу честь.

Я думаю о полутемной зале,
О бархате, склоненном к кружевам,
О всех стихах, какие бы сказали
Вы - мне, я - Вам.

Я думаю еще о горсти пыли,
Оставшейся от Ваших губ и глаз...
О всех глазах, которые в могиле.
О них и нас.
………………………………..
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе...
Вы — в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе —

Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны...
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!

.........................................
Бывшему чародею.

Вам сердце рвет тоска, сомненье в лучшем сея.
— «Брось камнем, не щади! Я жду, больней ужаль!»
Нет, ненавистна мне надменность фарисея,
Я грешников люблю, и мне вас только жаль.
Стенами темных слов, растущими во мраке,
Нас, нет, — не разлучить! К замкам найдем ключи
И смело подадим таинственные знаки
Друг другу мы, когда задремлет все в ночи.
Свободный и один, вдали от тесных рамок,
Вы вновь вернетесь к нам с богатою ладьей,
И из воздушных строк возникнет стройный замок,
И ахнет тот, кто смел поэту быть судьей!
— «Погрешности прощать прекрасно, да, но эту —
Нельзя: культура, честь, порядочность… О нет».
— Пусть это скажут все. Я не судья поэту,
И можно всё простить за плачущий сонет!

Мне бесспорно импонирует меланхоличность поэзии Цветаевой, ее откровенные строки о смерти, о безысходности, о людях, о жизни. Прекрасный пример – стихотворение «Прохожий», который я взяла эпиграфом для данной истории.

картинка Beatrice_Belial
(Фото TJ Drysdale)

Как видно, поэзия Цветаевой очень сложная, витиеватая, и при всем при этом, у нее была масса простых стихов, почти бытовых, скромных, но пленительных их чистотой и нежностью. Как все это сочеталось вместе: таинственность, философичность, двусмысленность и простота? В этом и секрет поэтического дарования Марины Ивановны.

Вот такая она была - простая нежная девочка, любившая и страдавшая, и, одновременно, таинственная жрица-чаровница, видевшая и понимавшая так много. Определенно, фигура Марины Цветаевой в мировой поэзии значительна и недооценена. Хотя… Правильнее будет сказать - не недооценена, а недопонята. Но именно это я и люблю в ее стихах больше всего.

А во лбу моём — знай! —
Звёзды горят.
В правой рученьке — рай,
В левой рученьке — ад.
Есть и шёлковый пояс —
От всех мытарств.
Головою покоюсь
На Книге Царств.
Много ль нас таких
На святой Руси —
У ветров спроси,
У волков спроси.
Так из края в край,
Так из града в град.
В правой рученьке — рай,
В левой рученьке — ад.
Рай и ад намешала тебе в питье,
День единый теперь — житие твое.
Проводи, жених,
До седьмой версты!
Много нас таких
На святой Руси.

Ветка комментариев


Многие стихи Цветаевой еще настолько мелодичны, что неудивительно, что столько ее стихов положили на музыку. Как тебе песни на ее стихи? )


Нравятся ) У меня даже где-то была подборка с песнями на стихи известных поэтов.