Больше историй

26 февраля 2018 г. 21:53

2K

Пронзительно цинично

На этой последней неделе февраля я читала "Перебои в смерти" и почему-ту очень часто слушала один и тот же концерт Шуберта - СТРУННЫЙ КВАРТЕТ №15 СОЛЬ МАЖОР (1826). Сначала мне казалось, что это события абсолютно несвязанные, но, дочитав книгу до конца - я поняла, что интуитивно выбрала идеальное музыкальное сопровождение или даже воплощение этой книги.
Уже пару лет я обожаю этот квартет: как будто слышу здесь характер интересного человека - своенравного, упорного, целеустремленного, сдержанного, но настойчивого, и в то же время - такого блистательно нежного, когда речь идет о любви. Эта нежность наступает в музыке всего на 30 секунд, но пронзает наповал, западает в память, как и любовь, минутно проскальзывающая на страницах Жозе Сарамаго.
То же и в книге! Первые сто страниц, написанные виртузно заплетенным, тяжело нагруженным поговорками и их искажениями, и одновременно - быстро читаемым слогом, циничны и энергичны - так же, как и вступление к концерту. Они своенравны и упорны как великая Смерть - противоположность жизни, и сдержанны как смерть с маленькой буквы - закономерный, ожидаемый и необходимый человеческий исход.
Книга очень смела для таких ипохондриков и местами мистиков как я :) Помимо того, что мне бы вряд ли пришел в голову такой нетривиальный замысел (не сами "перебои" в смерти, а то, как остроумно они преподнесены автором - прочитайте, и поймете, о чем я), я бы никогда не отважилась написать ее, бросив так небрежно насмешливую перчатку-вызов самой смерти. Ценность жизни ни разу не преподнесена серьезно, и все мы высмеяны в своей беготне и суете, в попытках зацепиться жизнью тела, стабильным дыханием и пищеварением, сменой систолы и диастолы за то, что называем жизнью.
Я не знаю, каким удивительным образом, но в итоге это грубое произведение, не жалеющее трепетной психики смертного читателя - одно из лучших, что я встречала именно о любви, хотя о ней там всё что и есть - это пара строчек, как 30 секунд скрипичной партии в квартете Шуберта. Также это одна из тех книг, которая дарит огромное количество визуальных образов, врезающихся в память - прекрасная женщина со скрещенными на груди руками, печальное семейство с телегой, везущее на кладбище своего старшего и своего младшего члена, растерянные пограничные войска, голова собаки на колене человека, влюбленные, прижавшиеся друг к другу во сне.
Вторые сто страниц более лирические, чувственные, но лирика добавляется постепенно, миллиграммами на полотно текста - так, что ты не замечаешь, как раствор цинизма сменился морем глубокого чувства, и уже грядет последняя обезоруживающая волна - последняя страница, и в особенности - последний образ, который накрывает девятым валом самой большой и бессмертной человеческой силы.

Читайте срочно!
П.С. и "Знакомьтесь, Джо Блэк" нервно курит в сторонке :)