Больше историй

11 декабря 2017 г. 10:51

460

БЕЗУМНЫЕ БОГИ

.

Званых всегда больше, чем избранных – хороших писателей много, любимых мало; я со своими тремя определилась давно и неважно, на каких ступенях они во Всемирной Табели о Рангах, творчество этих людей позволило мне ощутить восторг абсолютного узнавания такой интенсивности и силы, какого не испытывала ни с кем и никогда. Кинг, Лазарчук, Пратчетт; американец, русский, англичанин, ничего общего между ними, за исключением того, что ни один не пишет соцреализма. Впрочем, его теперь никто не пишет, но даже в рамках нынешнего богатства возможностей, трудно найти так мало совпадающих жанрово, стилистически, творческой манерой писателей.

Пожалуй, во всех трех случаях это постмодерн, но использующий такие разные сочетания признаков, присущих направлению, что проще классифицировать в соответствии с официально принятым реестром: Пратчетт- юмористическое фэнтези; Кинг – магический реализм (не ужастики!); Лазарчук – турбореализм, к которому очень давно себя причислил. О любимом хочется говорить бесконечно, у меня много текстов, посвященных этим писателям, была попытка осмыслить космогонию каждого из них на доступном мне уровне и в целом почти не отыскала совпадений.

Не думаю, чтобы кому-нибудь когда-то это могло пригодиться, но позволяет лучше понимать себя, а для меня очень мало на свете вещей важнее, чем я сама. Потому, сталкиваясь с параллелями в книгах тех, кого люблю, взяла за правило фиксировать. В «Кесаревне Отраде между славой и смертью» Андрея Лазарчука тема безмозглых богов звучит очень внятно. Некто, обладающий властью творить миры и при этом безумный как шляпник. Хуже – изначально лишенный разума. Эпиграфом к другому его роману, «Транквилиуму» цитата из Ремарка: «Если бы мы с тобой создавали этот мир, он был бы лучше». Исходя из того, что миры создаются естественными отправлениями неких всемогущих, но имбицильных божественных зверей – наверно даже мы могли бы создать кое-что получше.

Вопросы религии вообще непростые и несколько более взрывоопасные, чем те, что могут быть рекомендованными к обсуждению наряду с погодой и состоянием дорог. Но вера для меня естественна, как дыхание, а те, кого люблю, агностики довольно резкого антиклерикального настроя, что нисколько не мешает мне любить их. Очевидно мой Бог, который есть любовь, не смущается агностицизмом, а может быть это один из маркеров притягательного для меня таланта. Не агностицизм сам по себе, но прилагающийся к яркому интеллекту, нетривиальному взгляду на вещи, отменному чувству языка. Однако я отклонилась. Чуть раньше сказала, что практически не нашла совпадений.

картинка majj-s

Тем более неожиданным, перечитывая «Темную башню» Кинга, было осознать, что его Алый Король – загадочная сущность, обладающая надчеловеческими возможностями и скорее всего облаченная властью демиурга (подробностей об этой фигуре Кинг не сообщит, как не расскажет о своих безумных божественных зверях Лазарчук). Так вот, понять, что Алый Король Кинга – это безумный бог. И, если на то пошло, Ом в «Мелких богах» Пратчетта, утративший большую часть могущества и значительную – мозгов, принадлежит к той же категории персонажей. Неисповедимы пути твои, Господи.

Комментарии


Не люблю я слова "агностик". Отдаёт американизмом с политкорректностью. Агностик -- это тот, который не знает. Он не может быть резкого антиклерикального настроя. Как он может быть против того, чего не знает?


Постойте, вы неправы. Агностик, это тот, кто поверит во что-то только тогда. когда ему предоставят убедительные доказательства.
Да вы и сами как-то говорили о своем агностицизме.


Вы ошибаетесь. Я никогда не называюсь агностиком. Я атеист, это совсем другое слово. А "агностик" в переводе с греческого означает как раз "не знающий". И доказательства ни при чём. Тот, кто требует доказательств, называется Фомой Неверным :)
Да и смешно говорить о доказательстве бытия Божьего. Воланд представил Берлиозу убедительное доказательство, но тот не смог никому передать полученное знание.


Доказательство не обязательно должно быть таким радикальным, как предоставленное Воландом Берлиозу. Знаете, что такое епифания? Знаете. А зачем тогда передергиваете?
И закрываем тему, поскольку:

Вопросы религии вообще непростые и несколько более взрывоопасные, чем те, что могут быть рекомендованными к обсуждению наряду с погодой и состоянием дорог.

Не понял, какое это отношение епифания имеет к агностикам или атеистам :(
Ну OK, бог с ним, только не надо меня называть агностиком :)


Для меня агностик, атеист, верующий - эмоционально-нейтральные определения.


Ещё скажите, что это синонимы :)))


Самое интересное, что с определенной точки зрения - именно так. Богу, точно, без разницы: верим мы в него, сомневаемся или не верим.


Однако же слова желательно употреблять в соответствии со значениями. Ну, если хотите, чтобы вас правильно понимали.


Другому как понять тебя?
Как он поймет, чем ты живешь?))


Если использовать слова невпопад, точно не поймёт.