Больше историй

1 ноября 2017 г. 16:51

14K

Жанна Эбютерн. Ангел с лицом демона.

Эта история не столько об искусстве, сколько о причудливых противоречиях, которые порою встречаются в жизни и ярко воплощаются в определенных людях. Они находят свое выражение и в любви, и в творчестве, они словно бы показывают нам, как мало мы в действительности знаем об этом мире и его устройстве, заставляют задуматься о том, как иллюзорны многие вещи, на которые мы привыкли опираться в жизни. Бывают люди, которые словно бы иллюстрируют своим примером, поведением, поступками и своей внешностью, что вселенная и наш мир устроены весьма причудливо. Такие люди – словно бы трещина в стене лабиринта, которым является жизнь человечества. И именно о такой женщине и пойдет сегодня речь.

Должна признаться, что творчество Модильяни я воспринимаю крайне неоднозначно. С одной стороны, у него есть работы, которые в прямом смысле завораживают и заставляют рассматривать их минутами (если не часами), с другой, я определенно не являюсь поклонницей его творчества в целом. Но есть в наследии Модильяни одна деталь, которая крайне важна для меня - портреты Жанны Эбютерн в его исполнении (некоторые из которых сегодня оценивают в миллионы долларов) и сама история любви художника с этой необыкновенной женщиной (которая и вовсе бесценна).

В тот период, когда я только открыла для себя творчество Модильяни, я совсем ничего не знала о его жизни и уже тогда портреты Эбютерн произвели на меня большое впечатление. Женщина, изображенная на этих работах, выглядела необычайно странно и одновременно прекрасно в моем восприятии. Она казалась то ли богиней, то ли демоницей, то ли инопланетянкой, а эмоции, вызываемые портретами Эбютерн, были необычайно сильными и обладали специфической энергетикой. Такое со мной случается крайне редко. Буквально по пальцам одной руки я могу перечислить портреты, которые оказывали на меня подобное впечатление и я считаю их чем-то большим, чем просто картинами. Но восхищение портретами Эбютерн приобрело еще большее значение для меня, когда я увидела ее фото. Уточню, что это случилось еще до ознакомления с биографией этой женщины. Я знала лишь о том, что Жанна была музой и любовницей Модильяни и о том, что она сыграла важную роль в его жизни и творчестве. Фото Эбютерн произвели неизгладимое впечатление, потому что то, какой она была, буквально повергает в шок.

Безусловно, сложно рассуждать о том, как разные люди воспринимают красоту и что находят наиболее привлекательным, но есть лица, которые настолько уникальны, что запоминаются на всю жизнь. Сложно сказать, можно ли назвать таких людей однозначно красивыми, но в их лицах есть что-то не от мира сего. Они настолько проникновенные, а порою и откровенно странные, что невозможно не восхититься и не заинтересоваться. Такой я увидела и Жанну Эбютерн. Ее взгляд, черты лица и облик в целом кажутся мне какими-то инопланетными, тонкими, чарующими и одновременно мощными в эмоциональном плане.

картинка Beatrice_Belial

Внешность Эбютерн описывали так – «она была маленького роста, с темно каштановыми волосами рыжего отлива и неестественно белой кожей».

Дальше...

Уже много позже я познакомилась с биографией Эбютерн, которая также произвела на меня неизгладимое впечатление, причем не столько своей трагичностью, сколько трогательностью и уникальностью. Конечно, меня поразил финал их с Модильяни истории любви, но еще больше меня поразило кое-что другое. Дело в том, что глядя на портреты и фото Эбютерн, я всегда думала, что эта женщина обладала невероятно сложным характером, была крайне капризной и даже озлобленной и жестокой. Причем, я была в своем мнении на этот счет практически уверена. Трудно усмотреть в подомном мнении что-то странное, ведь облик Эбютерн вправду хорошо сочетается с вышеописанными чертами характера. В нем есть что-то темное, зловещее, даже демоническое.

картинка Beatrice_Belial

И каково же было мое удивление, когда я стала читать о Жанне следующее:

Модильяни своему другу скульптору Бранкузи о Жанне Эбютерн еще до встречи с ней:
«Жду одну-единственную женщину, которая станет вечной настоящей любовью и которая часто приходит во сне».

Швейцарский писатель Шарль-Альбер Сингриа:
«Нежная, застенчивая, спокойная и деликатная, Жанна Эбютерн стала главной темой в живописи Модильяни».

Леон Инденбаум, приятель Модильяни:
«Молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…».

Современники:
«Она со своим бледным лицом с совершенными чертами и длинной шеей напоминает лебедя».
«Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно».



картинка Beatrice_Belial

Разве не удивительны эти слова? Женщина с лицом демона обладала нескончаемой способностью любить и кротким тихим характером. Подобная дихотомия просто восхитительна, на мой взгляд. Необычайная своеобразность облика (имею в виду в первую очередь черты лица Жанны) и нежный, спокойный характер. Более того, ее любовь к Модильяни оказалась настолько сильной, что Эбютерн просто отказалась жить без него, совершив самоубийство, которое, безусловно, стало более чем красноречивым доказательством любви этой маленькой, но столь уникальной женщины.

Портреты Жанны.

картинка Beatrice_Belial

картинка Beatrice_Belial

картинка Beatrice_Belial

картинка Beatrice_Belial

Эбютерн помимо красоты обладала еще и талантом, хотя и не сумела реализовать себя в профессии, однако ее роль в творчестве Модильяни вполне компенсирует это. Жанна тоже рисовала, в основном - любимого и свои автопортреты. Это была очень творческая натура, но при этом вовсе не амбициозная. Эбютерн играла на скрипке и любила шить себе наряды, украшая старые вещи. Свою творческую жизнь Жанна принесла в жертву Модильяни, но едва ли это было жертвой для нее самой, скорее- добровольным и безболезненным подарком. Ради любимого Жанна отказалась не только от карьеры художницы, но и от собственной родни и спокойной жизни (ведь Модильяни был алкоголиком и наркоманом, а его буйный нрав и необузданная гордыня приводили многих в бешенство). Но Жанна неистово его обожала, что раскрывает, пожалуй, самое важное из множества достоинств этой женщины - умение любить в полной мере, без ограничений и оглядки на общество, жизнь и смерть.

картинка Beatrice_Belial
Автопортрет Жанны

картинка Beatrice_Belial
Модильяни

картинка Beatrice_Belial
Автопортрет Жанны

Существует легенда, которая повествует о том, что перед смертью Модильяни позвал любимую последовать за ним и в смерти, чтобы быть в раю вместе и вкусить вечное счастье. Не многие тогда могли подумать, насколько серьезно воспримет этот призыв Жанна. Сегодня лишь красивые романтические легенды об этой паре, многочисленные портреты и надписи на надгробиях напоминают об одной из самых удивительных любовных драм в истории искусства. Но эти осколки прошлого, словно любовные записки, разбросанные по мастерской художника, являются доказательством того, насколько огромной силой может обладать любовь.

Надписи на надгробии:

«Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы».

«Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».

Комментарии


Да, и внешность и биография производят неизгладимое впечатление!


Приятно отметить, что не на меня одну)) Вот такая биография, они оба с Модильяни ушли молодыми, но осталась одна дочь, которая позже стала биографом своих родителей.


Снова ты меня порадовала, Оль) прочитала на одном дыхании, хоть и с таким опозданием)

И без мистики здесь не обошлось (обратила внимание совершенно случайно на дату написания истории - 31 ноября :) Значит расширяем и временные границы) только не ругайся, правда интересно получилось)