Больше историй

28 октября 2017 г. 11:12

175

О гипсе и дровах.

картинка majj-s

Две книги от авторов первого эшелона современной российской словесности. Обе написаны в этом году. Заглавия имеют загадочные, хотя, при подробном рассмотрении, значение проясняется. В обоих случаях мало корреспондируя с содержанием, но отменно справляясь с задачей: «чтоб красиво, непонятно и с намеком на элитарность». Да, я о пелевинском «IPhuck10» и о «Манараге» Сорокина.

Действие обоих романов в недалеком будущем. Фантастика? Не знаю, кое-какие технические новшества, плавно вытекающие из нынешнего положения вещей, как его естественное продолжение, имеют место, но радикальных прозрений не заметила. Более техногенный вариант, дополнительно взбадривающийся веществами «Айфака»; ориентированный на генную инженерию и нанотехнололгию - «Манараги». Хотя фантастическая составляющая скорее шаг назад в сравнении с предшествующими книгами. В «AmpirV» и «Теллурии» картина прописана ярче.

Пелевин для своего мира выбрал эволюцию, сорокинский перекроила Третья Мировая; там и там политическая карта значительно отличается от современной. Впрочем, политическая география в событиях романов почти никакой роли не сыграет. А что играет? Культура. Сумерки богов. Gotterdamerung. Занятно что в нынешнем, сплошь англицированном мире, оба светила новейшей русской литературы тяготеют к тевтонофилии. Оставаясь, при всем ницшеанстве, рефлексирующими русскими интеллигентами, более крушения миров, озабоченными гибелью культуры.

Что вы говорите? Не погибла? А мы уже и реквием по ней спроворили. Все как полагается – в жанре постмодерн, джига-дрыга с тремя смертями: смерть автора, смерть сюжета, смерть Бога. Хороший такой жанр, на Западе им лет сорок назад активно пользовались. Открою вам страшную тайну, господа: они там уже наигрались за полвека постмодерном и теперь возвращаются к традиционным ценностям – к многофигурному роману с внятной интригой, по возможности сложным сюжетом и живыми героями. Угу, в человеческом облике. Не сомневаюсь, что вы это и без меня знаете. В таком случае, чья это политика в отношении беззащитного русского читателя? Заговор издателей и критиков, инспирированный звероящерами?

Ах, простите, не удержалась. Итак, вы радеете, каждый по-своему, за гибнущую культуру. И в обоих романах сегодняшняя присутствует. У Пелевина в большей степени представленная произведениями искусства (творческими актами? артефактами?). Сорокин отдает предпочтение литературе. В пелевинской вселенной современная культура – эпоха гипса, для Сорокин книги – дрова. Хотите честно? Вот весь ваш постмодерн, он и есть гипс и дрова. Я понимаю, Виктор Олегович сделал попытку вернуться к традиционному роману в первой части «Смотрителя» (совершенно чудесной, как по мне), за что его в только безногий не пнул. И не зову вас вернуться. Покуда пипл хавает, стало быть так тому и быть. А все же обидно, право.