Больше историй

20 сентября 2017 г. 04:39

422

Стали ли дикари более цивилизованными?

Неожиданная вещь обнаружилась в книге!
Оказывается, в мире дикарей в большинстве обществ действуют множественные специфические ограничения, относящиеся к еде. Еда -- вещь очень отличная от всех других ценных вещей.
Вот некоторые правила.
• Еду нельзя продавать. "Своим" нельзя ни при каких обстоятельствах, "чужим" почти никогда. Неизвестно откуда пришедшего путника в большинстве случаев накормят и не потребуют за это платы. Отсюда, очевидно, берутся обычаи первобытного гостеприимства.
• Дикари вообще с подозрением относятся к любой деятельности, направленной на получение прибыли. А уж торговать едой если и можно, то только с представителями отдалённых потенциально враждебных племён. И, разумеется, делать это можно только где-то на специальной поляне на отдалённой пограничной территории.
• Человек, приглашённый к трапезе, автоматически считается другом или даже братом.
• Предложенная еда не может быть отвергнута.
• Отплатить за угощение не только можно, но нужно, но только ответным угощением или работой. Ничто иное для оплаты не годится. Работник, помогающий хозяину, обязательно должен быть накормлен, причём не когда-нибудь, а сразу после работы.

Это всё было про дикарей. А что же мы, цивилизованные, так сказать, люди?

И у нас остались осколки "дикарских" обычаев.
Самое явное -- это, пожалуй, обычаи гостеприимства. Абсолютно все народы, дикие и домашние, гордятся ими и сегодня.
Обычаи ходить в гости и приглашать хозяев в ответ к себе тоже живы. И предложить перед уходом деньги за угощение вряд ли кому придёт в голову.
Поесть-выпить для установления дружеских контактов -- это вообще святое у всех независимо от "цивилизованности. И мы обязательно спросим, кто ещё приглашён, чтобы не встретиться случайно за трапезой в какими-нибудь врагами.
И если кто-то помог нам вскопать грядку на даче, мы его как правило накормим обедом. И водки нальём.

А вот что изменилось за последние десятилетия, так это отношение к табаку. Что принято у дикарей, Маршалл Салинз не сообщает, но у москвичей ещё не так давно было в обычае угостить на улице сигаретой любого незнакомца, который попросит. Обратиться с такой просьбой можно было к человеку близкому по возрасту и общественному рангу.
Сегодня это не принято уже. Если кто-то так и делает, так это только представитель самого дна жизни. Ну либо наглый не по годам, что тоже низводит его на уровень подонков.

Что же случилось?
Может быть, мы стали более жадными? Это очень может быть.
А может, мы перестали считать соотечественников достаточно близкими людьми, с которыми можно поделиться пищей? Это наверняка так.
Или просто табак подорожал? Это, я думаю, главная причина.
Что же, выходит, таким образом, повышение акцизов на табак и бензин приближает нас к цивилизации? Вот это уж, прошу прощения, вряд ли. Скорее, наоборот.

Отказаться от угощения сегодня в принципе можно, но желательно привести какое-то извинение. Например, я бросил пить (курить), не ем сладкое, на диете и т.п.
Однако где-нибудь в тропиках, когда вас угощают сладкой толстой личинкой, ешьте без колебаний! Вы окажетесь в намного более привилегированном положении по сравнению с отказавшимися.

Я однажды ел, очень вкусно было.
Туземцы собирают в джунглях такие вот плоды:
larva_nut
Плод состоит из очень толстой и твёрдой древесины, так что расколоть его можно только топором. Внутри созревают три малосъедобных ореха.

(этот абзац впечатлительным лучше не читать.)
Примерно половину их числа этих орехов поедают какие-то личинки, так что на месте ореха мы находим толстую белую гусеницу примерно с мизинец размером. Вот их-то как раз и едят. Живьём.
По вкусу гусеница напоминает ириску, но в отличие от конфеты, не липнет к зубам, а только хрустит потихоньку. Эта личинка несомненно лучше любой ириски. Ну на мой вкус по крайней мере.
свернуть


Вообще-то у меня нет особых сомнений, что внутри все мы как были дикарями, так и остались. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на наше поведение во время войны или стихийного бедствия. Стоит нам снять смокинг, как под ним обнаруживается вполне себе примат, разве что более или менее голый.
Похоже, самыми цивилизованными следует считать японцев. После известного цунами 2011 года они не стали мародёрствовать. Странные они очень. Цивилизованные.

Комментарии


Про плод вы меня добили. Мое уважение. Если бы от этого зависело мое выживание или действительно уважение племени, к которому я прибыла, я бы наверно съела эту каку. А так, ради туризма и интереса, ни за что в жизни.
Согласна, все мы дикари. Меня впечатлили обычаи по поводу еды. Они настолько глубоко уходят корнями в историю, что по возрасту скорее всего равны возрасту человечества.
Согласна, сигареты сейчас не стреляют. Но и угощают все - таки меньше, чем раньше.


Недавно видел одного такого редкого ныне "стрелка-радиста". Иду, курю, никому не мешаю и вижу метрах в 20 впереди: юноша стреляет сигарету а кого-то. Ну ладно, думаю, денег нет у него совсем, бог с ним.
Подходит он после этого ко мне и тоже просит закурить!
Он нарушил сразу несколько дикарских правил. Во-первых, обратился ко мне с нарушением ранговых и возрастных различий. Во-вторых, явно действовал из корыстных побуждений, что у дикарей совсем не приветствуется.
Если бы не это, я его угостил бы. Но с такими нарушениями ритуалов не дал. Объяснил, что много курить вредно и показал, где табак продаётся.

Теперь я знаю настоящую причину, почему отказал ему. Это дикие предки мне нашептали :)))


Ха-ха, халявщиков я тоже не люблю. Но после таких книг начинаешь с большим уважением относиться к каким-то традициям, все-таки они не зря создавались. Традиции есть, а в чем их смысл, откуда они взялись - не объясняют


Да уж, плод этот... Прям пальчики оближешь :D