Больше историй

29 августа 2017 г. 07:40

9K

Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина. Часть I.

По просьбам читателей продолжаю анализировать наиболее известные сказки Александра Сергеевича, каждая из которых скрывает немало загадок, любопытных деталей и намеков. Сегодня в компанию к разборам поэм "Сказка о мертвой царевне" и "Руслан и Людмила" и анализу "Сказки о царе Салтане" присоединяется еще одна замечательная и очень своеобразная «Сказка о золотом петушке».

Какие скрытые подтексты и отсылки содержит в себе эта сказка и о чем в действительности хотел рассказать в ней Пушкин?

Кто такая Шамаханская царица, что означает имя этой героини и к какому реальному историческому персонажу оно отсылает читателя?

Каково значение имени Дадон и как этой герой связан с «Повестью о Бове Королевиче» и новеллой «Легенда об арабском звездочете»?

Что символизирует золотой петушок и как это определяет суть данного произведения Пушкина?

картинка Beatrice_Belial

Прежде всего, отмечу, что эта сказка является, пожалуй, одним из самых жестоких произведений Александра Сергеевича. Речь в ней идет об убийствах, коварных заговорах, мести, колдовстве, войнах и предательстве, а мораль сего творения Александра Сергеевича весьма неоднозначна. Все это наводит на мысли о том, что (как и в любом своем произведении) в «Сказке о золотом петушке» Пушкин писал о том, что ему было интересно и важно рассказать именно взрослым, а вовсе не детям.

Существует множество версий того, какие секреты таит в себе эта сказка. Например, присутствуют ли в ней политические подтексты и можно ли провести какие-то параллели между героями «Сказки о золотом петушке» и реальными историческими персонажами? Все эти вопросы задают себе многие исследователи и читатели. В своей статье я хочу добавить к ним вопросы не менее популярные и не менее, на мой взгляд, интересные - какова роль символизма петуха в этой истории, откуда и почему возникла таинственная Шамаханская царица, кто был истинным злодеем в этой истории и были ли в ней положительные герои?

Дальше...

Дадон.

Итак, сказка начинается представлением места событий (традиционное для русских сказок «тридевятое царство тридесятое государство») и главного героя – царя Дадона. О нем нам сразу же сообщается любопытный факт:

Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;

Мы видим, что это был довольно типичный сказочный царь, который правил жестко и нередко наносил обиды соседям. Заметьте, не справедливо и честно сражался, а именно «наносил обиды», смысл вполне понятен.
С годами, утратив здоровье и запал, царь решил отойти от ратных дел и тут уже соседи (воспользовавшись положением) решили начать мстить.

Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

Говоря о характеристике Дадона, начнем с того, что изначально Пушкин представляет его как героя, не заслуживающего сопереживания читателя. Казалось бы, что в этом такого? Дадон не был хорошим человеком и правителем, какая читателю разница? Дело в том, что одной из любопытнейших особенностей этой сказки является определение истинных злодеев и жертв истории, понимание того, были ли в ней вообще положительные персонажи или каждая из сторон была «хороша на свой лад». Если мы говорим о последнем, то встает закономерный вопрос - почему Пушкин так поступил, зачем ушел от классической сказочной схемы со злодеями и героями, были ли на то какие-то причины? Об этом позже, а пока определим значение имени царя.

Толковый словарь Даля сообщает нам, что Дадон- это неуклюжий, нескладный и несуразный человек. Так в русских сказках не единожды называют неловких и несообразительных людей. Считается, что это имя произошло от имени Додон и заимствовано из очень популярной в старину «Повести о Бове Королевиче», где фигурирует король Дадон (Додон).

Бова Королевич — герой русского фольклора, богатырской повести, а также многочисленных лубочных произведений ХVI века. «Повесть о Бове Королевиче» является аналогом средневекового французского романа о подвигах рыцаря Бово д’Антона. Из всех рыцарских и авантюрных произведений, бытовавших на Руси в допетровское время, повесть о Бове пользовалась наибольшим успехом.

Для читателя «Сказки о золотом петушке» эта повесть представляет немалый интерес. Например, мы встречаем в ней персонажа с именем Гвидон (которое хорошо знакомо нам по пушкинской «Сказке о царе Салтане») и непосредственно Дадона. Есть в этой повести и герой с именем Салтан Салтанович. Ясно, что Пушкин очень интересовался данным произведением и наверняка имена многих своих героев позаимствовал именно там.

Главный герой Бова становится жертвой коварства своей матери и отчима (того самого злого короля Дадона) и вынужден бороться за выживание и власть в собственном королевстве. Спасаясь от преследователей, Бова (юноша необыкновенной красоты) пускается в опасное путешествие, полное интересных приключений. В этой повести присутствуют некоторые мотивы, роднящие ее с древнейшими образчиками кельтского фольклора и древнегреческой литературы, что также весьма любопытно, на мой взгляд. Вообще, «Повесть о Бове Королевиче» заслуживает отдельного разбора, так что вернемся пока к «Сказке о золотом петушке».

Итак, оказавшись перед лицом многочисленных врагов, Дадон был вынужден искать как можно более эффективный способ защиты от нападений и проблема заключалась именно в том, чтобы заранее узнавать о том, откуда враг нападет.

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, - лихие гости
Идут от моря... Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.

Этот самый «мудрец, звездочет и скопец» и станет вторым главным героем сказки, который заключит с Дадоном своего рода договор. Что мы можем сказать об этом герое из представленной информации? С «мудрецом» все понятно. А что означает «звездочет»? В рамках сказочной истории (и не только) это некто близкий к алхимику, магу и волшебнику. Слово «скопец» в характеристике героя дает нам повод думать о том, что это был подлинно преданный своему делу человек, пожертвовавший обычной жизнью ради иных целей и идеалов. Кроме того, информация о том, что данный герой был скопцом станет для нас весьма немаловажной в финале сказки.

И вот Дадон с мудрецом заключают договор - волшебный золотой петушок в обмен на любое желание мудреца, которое Дадон обязуется выполнить. Соглашение несколько странное. Видимо, Дадон оказался в действительно непростой ситуации, раз пообещал в обмен на петушка мудрецу буквально что угодно. Ведь старик мог бы попросить и жизнь Дадона, и все его царство.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
“За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою”.

Золотой петушок.

Что же это за золотой петушок и почему именно он? Что символизирует петух в принципе и в этой сказке конкретно?
Наверное, самый известное символическое значение, связанное с ним - огонь. Красивая птица с разноцветным хвостом, способная издавать громкие оглушающие крики и обладающая агрессивным нравом - вот, что все знают о петухах. В нашей сказке петушок не простой, а золотой, что только придает ему значимости и установлен он именно на крыше, что соответствует древней традиции средневековья на шпилях домов и церквей устанавливать флюгера в виде петухов (как символ готовности встретить утреннюю зарю). Петушок высоко сидит, далеко глядит и видит, откуда на царство Дадона нападут враги. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данной сказке золотой петушок символизирует существо дальновидное, способное проницать правду и провозглашать справедливость (что он и сделает в финале).

Но что символизирует петух в принципе? Бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность.
Вестник зари — символ Солнца и духовного возрождения. Эти его качества превалируют над гордыней, высокомерием, похотью, также ему присущими. Петух связан с зарей, Солнцем и светом у всех народов, за исключением кельтов и скандинавов, где он является посланником загробного мира: петух управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.
В Древней Греции петух — атрибут или спутник многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Ареса и Афину (воинственных божеств), Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания). Кроме того, он — традиционная птица для жертвоприношений. У римлян означает «третью стражу времени»: между полуночью и утренней зарей.
В западном искусстве петух может персонифицировать похоть. Эта символика наблюдается и в других традициях: у римлян петух — фаллический тотем; в английском жаргоне слово cock («петух») означает мужской член; в тибетской мандале, иллюстрирующей учение Будды, петух служит символом вожделения. Среди ватиканских сокровищ есть бронзовая статуя петуха, имеющего мужской торс и головку пениса вместо головы; на постаменте написано: «Спаситель мира».
В христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Часто петух служит флюгером на церквах, что символизирует бдительность по отношению ко всякого рода злу. Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра. Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Крик петуха отметил окончание той ночи. Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было раннее утро Страстной Пятницы. Поющий петух — напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаяния и службы в качестве первого папы. Об этой легенде напоминает и петух, сидящий на самом верху огромных часов Страсбургского собора. Всякий раз, когда фигура Петра появляется среди апостолов, слышится пение петуха. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков.
В алхимии Петух символизирует летучую часть вещества камня — живую, активную, сухую воду (противопоставлен образу Лисы). В трактате Василия Валентина «Двенадцать ключей» читаем: «Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой».
В восточном календаре этой птице — единственной из царства пернатых — принадлежит девятый год в двенадцатилетнем цикле.
Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах, позднее он стал эмблемой Галлии (благодаря игре слов латинского языка, в котором «галлус» значит одновременно и «петух», и «галл»). Во Франции считается эмблемой независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости.
Для восточных славян при вселении в новый дом петух играл роль «двойника» хозяина. Если петух благополучно проводил ночь, то можно было вселяться. Петух и символизировал стихию огня, и был оберегом от нечистой силы. Его изображение часто украшало щипец кровли славянских жилищ. Популярный мотив орнамента на ритуальных и свадебных полотенцах. Символ парня: в рождественские святки девушки гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный. Символ пожара: «Пустить петуха». Как самая бойкая из птиц (знаменитые «петушиные бои») служит символом борьбы и боя.

(Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия)



Петух («поющий рассвет»). Одна из древнейших эмблем. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Но в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, Гермес, Асклепий, Арес др.), существенно шире. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах.
Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.
Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.
Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.
Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца..
Широко представлены представления о двойственном характере птицы. Тема петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о нём. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности петуха отражено и в других загадках.
Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала.
Соотнесённость качеств петуха и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества петуха.
Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:
светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём;
чёрный — с водой, подземным царством.

(Энциклопедия символики и геральдики)



Золотой петушок начинает служить Дадону, давая тому возможность «царствовать лежа на боку».

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Но однажды петушок отдает указание, которое обернется катастрофой для Дадона и многих других героев сказки. Из-за золотого петушка Дадон отправляет своего старшего сына воевать на восток. Проходит восемь дней, а от сына нет вестей. По повторному указанию петушка Дадон отправляет на выручку старшему сыну младшего и через восемь дней история повторяется. Сыновья пропали без вести. Интересно отметить, что речь идет именно о восьми днях в обоих случаях, а не о трех или семи, что было бы логичнее и традиционнее для сказки.

Итак, после третьей тревоги, поднятой петушком, Дадон сам отправляется воевать. И спустя очередные восемь дней царь набредает на странное место, чем-то схожее с островом из «Сказки о царе Салтане».

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” - мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.

Что же мы видим? Нет следов сражений, побоища, надгробных курганов, но узрев на своем пути таинственный шелковый шатер, Дадон видит побитую рать и трупы обоих своих сыновей.

Момент со смертью сыновей Дадона один из самых любопытных в этой сказке. Нам сообщается, что они лежали без шлемов и без лат, и пронзили мечем друг друга. Т.е. братья, по-видимому, не собирались сражаться, а под воздействием магических чар «добровольно» убили друг друга.

Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.

В этот момент на сцене появляется самая загадочная героиня сказки– Шамаханская царица.

Продолжение читайте во II части.

Комментарии


О, интересно, тем более что эту сказку, я, кстати, почти совсем и не помню. Так что перечитаю,
уже будучи посвященным во все ее тайны!

это был довольно типичный сказочный царь, который правил жестко и нередко наносил обиды соседям

Можно сказать просто - типичный царь:)


Ты прав, я вначале хотела в скобках приписать "типичный сказочный (и не только) царь"))


Спасибо за интересный рассказ. Удивилась, что на Руси были знакомы с европейскими рыцарскими романами, впрочем, был же у нас известен Роман об Александре, почему бы не быть известными и другим аналогичным представителям приключенческого жанра?
Интересная мысль на счет Темрюковны – Пушкин тогда работал в архивах, особенно интересовался историей допетровской Руси, поэтому вполне мог сделать прообразом Шамаханской царицы жену Грозного.
Что же касается побудительных мотивов персонажей сказки - на счет сыновей мне показалось, что они не сами себя пронзили, а у них произошла та же история, что и у царя с мудрецом – они тоже не поделили прекрасную царицу и поубивали друг друга. Таким образом, как мне кажется, не стоит искать в этой истории какой-то обычной человеческой логики, каких реальных политических подоплек и т.д. Царица здесь выступает скорее как символ – она берется из ниоткуда, исчезает в никуда, вовсе нет никаких признаков, что она действует с кем-то сообща или кого-то ненавидит - она абсолютно индифферентна к окружающему миру (или почти индифферентна - просто веселится над человеческой глупостью) , некий абсолют, абстрактный символ концентрированных человеческих желаний и эгоизма, ради которых человек не готов поступиться ни малейшей толикой своих амбиций, имущества, гордыни и т.д., ради которых забывает о правде и справедливости, предает и готов уничтожить всех и вся вокруг себя ради достижения и обладания чем-либо. Потому и мудрец-звездочет тоже скорее орудие судьбы, такое же неумолимое, бесстрастное и абстрактное - ему ведь «для дела» явно не нужна эта царица, здесь важен сам принцип – расплаты, возмездия или наоборот – готовности пожертвовать самым дорогим, готовности отдавать , этакий «пробный камень», о который «спотыкается» обычный грешный человек Дадон.
Впрочем, все это кончено, весьма поверхностно, конечно у Пушкина наверняка задумка была и глубже и оригинальней, но тут уже наверное столько трактовок, сколько читателей…Некоторые вообще намекают на автобиографические черты в поэме и проводят некие аллюзии с личной жизнью Поэта (если это так, то это очень грустно, конечно, и о многом говорит).


Спасибо за оценку)

на счет сыновей мне показалось, что они не сами себя пронзили, а у них произошла та же история, что и у царя с мудрецом – они тоже не поделили прекрасную царицу и поубивали друг друга.

С такой версией я вполне могу согласиться. А по поводу того, что царица выступает в сказке в качестве символа -это тоже популярная и вполне адекватная теория на ее счет, просто мне было интересно поразмышлять в статье над тем, какую еще роль она могла играть в этом произведении Пушкина, потому я и привела несколько версий.


Ага, поняла...


Спасибо, очень интересно, приступаю ко второй части! Признаться, именно эту сказку я меньше всего понимала у Пушкина и было очень интересно узнать ее детали. У меня маленький вопрос, разве под "скопцом" не подразумевалось, что звездочёт был просто евнухом?


Тебе спасибо за внимание) Под "скопцом" именно это и подразумевалось, в финале я уточняю, почему эта деталь имеет значение в сказке (это во 2 части).


Здорово! Сохранила для себя, нужно прочесть внимательнее.


Интересно отметить, что речь идет именно о восьми днях в обоих случаях, а не о трех или семи, что было бы логичнее и традиционнее для сказки.


С этой сказкой не справились такие крупные пушкинисты, как Ахматова и Непомнящий. Верное толкование этой трагикомедии дал человек, догадавшийся, что у Пушкина означают восьмидневки. За ними скрываются восьмилетние периоды (три), а неделя с Шамаханской царицей в таком случае, хотя и не сразу, но ассоциируется с периодом от женитьбы до смерти. Это ключ к разгадке всей сказки. Чтобы найти этот ключ, нужно всего лишь знать биографию Пушкина не хуже, чем он сам.