Больше историй

21 мая 2017 г. 13:13

8K

Вся правда о Спящей красавице

«Принцесса спит сто лет, сто лет,
А храбреца все нет и нет.
И если рыцарь не найдется,
Принцесса так и не проснется».

(Песня из кинофильма «Сказки старого волшебника»)

Завершая серию статей о героинях известных сказок, сегодня хочу рассказать о неоднозначных, странных и жутких особенностях сказки «Спящая красавица».

Почему в наиболее ранних вариантах сказки проклятие главной героини было связано не только с веретеном?
Что означает ее странный смертный сон и почему такое состояние имеет большее значение?
Почему Спящую красавицу разбудил вовсе не поцелуй чистой любви и как в первоначальные варианты этой сказки проникли провокационные сексуальные мотивы?
Когда в сюжете «Спящей красавицы» появилась Малефисента?
Как Спящая красавица превратилась в супер успешный бренд?

картинка Beatrice_Belial
John William Waterhouse, " Sleeping Beauty".

Предыстория.

В рамках данной статьи мы рассмотрим все основные этапы существования этой сказки, начиная с первоначальных вариантов (датируемых 14 веком) и заканчивая вариантами всем хорошо известных Перро и Гримм.

Итак, сюжет, схожий с историей Спящей красавицы, впервые появился в Европе примерно в 14 веке, но относительно знакомую нам форму он обрел в рамках сказки «Луна, Солнце и Талия» итальянского сказочника Джамбаттиста Базиле, датируемой 1634 годом. Эта первоначальная версия (которая позже будет столь сильно изменена Перро и братьями Гримм) рассказывает историю вовсе не в том ключе, в котором ее привыкли воспринимать современные читатели. И основное отличие от последующих вариантов сказки заключается в том, что для того чтобы разбудить принцессу король (а не принц) применяет в ней вовсе не поцелуй истинной любви.

Кстати, о поцелуе истинной любви. Откуда возник этот популярный нынче элемент волшебных сказок? На самом деле, изначально его не было даже у Перро, вариант «Спящей красавицы» которого вышел в 1697 году. В сказке Перро девушка проснулась не от поцелуя принца, а просто потому, что миновал срок в 100 лет. Как раз к этому моменту принц и подоспел в замок, и как только он вошел в покои принцессы, она проснулась. Кстати, вариант Перро несколько отличается от столь популярной сегодня диснеевской трактовки этой сказки, но каких-то особо жутких или странных деталей в нем нет. Это типичный для Перро «причесанный» детский пересказ.

Ну а присутствует ли поцелуй истинной любви в варианте «Спящей красавицы» братьев Гримм? Да. Именно братья положили начало традиции этих милых сказочных поцелуев, которые якобы были способны разрушить любые колдовские чары. По всей видимости, братья также стремились сделать свой вариант этой сказки предельно детским и милым, а поцелуй истинной любви включили в сюжет для придания наиболее романтической атмосферы истории, которая изначально вовсе не имела в себе ярковыраженных романтических элементов.

Сексуальные аспекты ранних вариантов сказки и истинная причина пробуждения принцессы.

А теперь вернемся к первоначальному и наиболее интересному итальянскому варианту «Спящей красавицы». Сюжет этой трактовки изобилует странными и жутковатыми деталями, а также сильно отличается от привычного нам. В этой сказке героиню зовут Талия и грядущие бедствия ей предсказывает не злая ведьма, в придворные астрологи. Причем, изначально в качестве источника опасности имеется в виду не веретено, а лён. Родители всеми силами пытаются защитить дочь от проклятия, но, как известно, от судьбы не уйдешь, и однажды Талия встречает старуху, прядущую лён. Девушка просит показать ей, как следует прясть и таким образом получает занозу, от которой и впадает в состояние некоего странного сна. Об этом состоянии мы будем подробно говорить далее, ибо оно является самой интересной частью данной сказки.

Дальше...


После с принцессой особо не возятся, а помещают в заброшенную лесную избушку, где она и спит долгие годы. Пока однажды мимо проезжавший король не находит ее. Король, по-видимому, не особо намереваясь будить девушку (может быть, он посчитал, что она просто недавно умерла и решил воспользоваться случаем, пока тело не начало разлагаться), совокупляется с ней и уходит. Девушка тем временем продолжает спать и даже роды, которые вскоре происходят, не снимают проклятие и не будят ее.

Так как же эта долгоспящая принцесса все же приходит в себя? Дело в том, что проклятие в этом варианте сказки сработало из-за занозы, которую девушка получила, когда пыталась научиться прясть. Эта заноса с точки зрения психологических подтекстов сказки может символизировать какое-то психологическое препятствие для героини к началу взрослой жизни. И вследствие того, что принцесса не может избавиться от заносы, она находится как бы в состоянии психологической «спячки», что в сказке показано с помощью смертного сна. Следовательно, пока занозу не вытащишь — принцесса не проснется. Талия родила мальчика и девочку, которые лежали рядом с ней и сосали её грудь. Неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы однажды мальчик не потерял материнскую грудь и не принялся бы сосать её палец и высосал занозу. Шип выскочил, и принцесса очнулась, обнаружив себя в заброшенном домике в полном одиночестве, если не считать откуда ни возьмись взявшихся прелестных младенцев.

Казалось бы, на этом и наступает «счастливый конец», ведь пробуждение принцессы все-таки состоялось. Но в варианте Джамбаттиста Базиле присутствует довольно жуткое продолжение, которое наводит на мысли о том, что истинное смысловое содержание этой сказки сводится не к ожиданию прекрасного принца ( который должен спасти свою принцессу, разбудив ее от смертного сна), а к банальному устройству семейных отношений, осложненных тяжелыми жизненными обстоятельствами. Ведь именно с такими препятствиями сталкивается Спящая красавица.

После ее пробуждения, король решил вновь наведаться за «плодами любви». Увидев Талию с детьми, он стал проведывать их чаще. И все было бы хорошо, если бы король не был женат. Его жена узнала об измене, тем более, что каждую ночь венценосный любовник во сне поминал проснувшуюся красавицу, называя во сне жену другим именем. Или покидал своё царственное ложе и уходил в сад грустить, вспоминая о прекрасной Талии и её детях - мальчике по имени Солнце и девочке по имени Луна. Вот обманутая супруга и решила взять дело в свои руки. Она допросила одного из королевских сокольничих, а потом перехватила гонца с письмом короля к Талии. Королева приказала схватить всех троих, малышей убить, приготовить из них несколько блюд и подать их королю на обед. За обедом, когда король нахваливал мясные пироги, королева всё время бормотала: «Ты ешь своё!»

Вот такой «милый» и «детский» вариант сказки о Спящей красавице, в рамках которого ее детей (по задумке королевы) должен съесть их собственный отец. Но, не волнуйтесь, у повара было доброе сердце, и как только он увидел двух ангелочков, то его охватила жалость, и он передал их своей жене, чтобы та спрятала детей, сам же взял двух козлят, приготовил их на разный манер. А королева, думая, что она уже расправилась с малышами, решила разделаться и со Спящей красавицей. Над девушкой был учинен допрос и Талия уверяла, что король взял её, когда она спала, без её ведома. Но королева была непреклонна, не хотела слышать никаких извинений и оправданий. Она приказала сложить во внутреннем дворике замка огромный костёр и бросить туда Талию. И только лишь по счастливой случайности королеве не удалось убить Спящую красавицу. Рыдания Талии услышал король, который вовремя появился, спас свою возлюбленную и бросил в костер королеву. А далее король женился на Талии, и та жила со своим супругом и детьми долго и счастливо.

Малефисента.

Главная злодейка этой сказки Малефисента стала очень популярной благодаря мультфильму студии «Дисней», вышедшему на экраны в 1957 году. Эта классическая диснеевская сказка обрела большую популярность. Но присутствовала ли Малефисента в более ранних интерпретациях сказки? В варианте Шарля Перро есть феи и среди них встречается и та самая злая фея-ведьма, насылающая проклятие на Спящую красавицу. Но имя феи не упоминается. У братьев Гримм речь идет о тринадцати волшебницах, из которых последняя (тринадцатая) оказывается злодейкой. Но все эти героини не были той самой Малефисентой. А появилась она, как вы уже догадались, именно в том самом мультфильме 1957 года. В первоначальных набросках, Малефисента изображалась старой каргой с крючковатым носом, но однажды, аниматор Марк Дэвис нашёл в своей домашней библиотеке чехословацкую книгу о средневековом искусстве, в которой была изображена женщина, одетая в чёрную одежду с языками пламени. Позже к облику злой ведьмы были добавлены еще и причудливые рога. Так и родилась одна из самых известных сказочных злодеек.

Смертный сон.

Как мы помним, в сказке о Белоснежке хрустальный гроб имел большое символическое значение. Но в сказке о Спящей красавице гроба нет вовсе, девушка спит на украшенном цветами ложе. Тем не менее, состояние, в котором находится эта героиня после воздействия на нее проклятия, по сути, идентично состоянию Белоснежки. Если задуматься, как часто смертный сон встречается в известных сказках? Оказывается, что очень редко. Белоснежка и Спящая красавица – наиболее популярные героини известных сказок, которые впадают в подобный сон. В рамках русской литературы смертным сном засыпает Людмила из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» и в похожем (хотя и несколько ином) состоянии пребывает панночка из повести Гоголя «Вий».

Что же из себя представляет этот необычный сон? Под действием некоего проклятия (как правило, наложенного с помощью какого-то магического предмета) девушка впадает в подобие летаргического сна, т.е. физически она остается живой, но сознание ее отключается и героиня пребывает в таком состоянии до того момента, пока злые чары не будут разрушены (как правило, принцем).

На первый взгляд, может показаться, что сны Белоснежки и Спящей красавицы не заслуживают столь подробного рассмотрения, ведь они воспринимаются читателями, как нечто привычное. Но спросим себя, почему злодеи из обеих сказок, насылающие на девушек проклятие, не могут просто их убить? Что мешает злой мачехе отравить яблоко Белоснежки таким образом, чтобы откусив кусочек, девушка навсегда умерла? С одной стороны, это объясняется сюжетной необходимостью, ведь важно, чтобы главная героиня осталась в живых, но прошла через серьезные испытания (как это принято в сказках). С другой стороны, такая доброта по отношению к своим врагам со стороны злобных ведьм выглядит несколько странной. Стало быть, если девушек не убивают, а лишь «усыпляют», то на это есть причины. В сказке о Спящей красавице и братья Гримм, и Шарль Перро потрудились дать объяснение тому, почему красавица именно засыпает. Стало быть, и они считали этот элемент сказки несколько нелогичным и требующим пояснения.

Но тогда выступила двенадцатая ворожея - она не высказала ещё своего пожелания. Отменить роковое предсказание она уже не могла, но смягчила его, сказав:
- Но то будет не смерть, а глубокий сон, в который королевна погрузится на сто лет.
(Вариант братьев Гримм)


Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.
(Вариант Перро)

Но что же символизирует этот смертный сон? Ответ на данный вопрос можно рассмотреть в нескольких направлениях.

1) Духовное перерождение. Подобное состояние сказочных героинь может символизировать перерождение их душ, своеобразное духовное совершенствование, чем-то схожее с перерождением гусеницы в бабочку. Т.е. погружаясь в подобный сон, героиня словно бы умирает для своей прошлой жизни, всех страшных событий, произошедших с ней, и после пробуждения переходит на более высокий духовный уровень.

2) Психологическая трансформация. В моих предыдущих статьях, посвященных сказочным героиням, я уже писала о том, что психотерапевты очень любят анализировать известные сказки, выискивая в них всевозможные подтексты. Иногда на основе своих находок специалисты формируют целые теории, которые потом вполне серьезно используют в профессии. Сказки, о которых мы говорим, являются частью европейской (и не только) культуры уже много столетий, а стало быть, есть в них что-то, что приковывает внимание разных людей из разных стран, живущих в разные времена к одним и тем же историям. Поэтому, рассмотрение сказок с точки зрения психологии выглядит вполне логично. Более того, могу сказать, что эту тему очень интересно изучать. Смертный сон героинь вышеупомянутых сказок можно рассматривать как символ психологической трансформации, через которую проходят эти девушки (Спящая красавица и Белоснежка). Так, столкнувшись с серьезными жизненными испытаниями, коварством и жестокостью злых людей, героини объявляют своего рода психологический бунт и засыпают до того момента, пока все не наладится, т.е. на горизонте не появится принц-спаситель. В реальной жизни многие женщины поступают точно так же, с той лишь разницей, что их «смертные сны» представляют собой ангедонию или депрессию, женщины теряют вкус к жизни и становятся в абсолютно пассивную психологическую и жизненную позицию, ожидая, что их кто-то спасет.

3) Символ подчиненности мужской воле. Ну и третья трактовка связана со спасением героинь от сна-проклятия именно при непосредственном участии мужчины. Так или иначе, даже в наиболее старой версии сказки о Спящей красавице просыпается она вследствие воздействия, оказанного на нее мужчиной (беременность, роды, младенец, высосавший занозу). Белоснежка в большинстве вариаций сказки просыпается от поцелуя принца или после того как принц разбивает хрустальный гроб. В любом случае, именно мужчина выступает в роли спасителя. Феминистки уже много лет активно протестуют против таких мотивов известных сказок, что побуждает современных режиссеров изменять классические финалы всем знакомых историй и пробуждать уснувших героинь другими способами, т.е. без участия мужчин. Яркий пример такой ситуации зритель видит в фильме «Малефисента» 2014 года, где Спящую красавицу пробуждает ото сна сама Малефисента (неожиданно).

Спящая красавица в современной культуре.

Как и многие другие героини известных сказок, Спящая красавица стала популярным брендом. Эта история множество раз была экранизирована, явилась источником вдохновения для огромного количества иллюстраторов, художников и фотографов. А в 1964 году она удостоилась даже собственной почтовой марки.

В рамках современной популярной культуры Спящая красавица (наряду с другими героинями известных сказок) представляет собою еще и яркий сексуальный образ, который используется порою в далеко не детских культурных явлениях от клипов и фото сессий поп-звезд до аниме и компьютерных игр. Этой героине и сегодня посвящают песни и стихи, а вышедшая в 2014 году новая версия диснеевской сказки о Спящей красавице (которую я упоминала выше) предложила новый взгляд на проблематику отношений принцев и принцесс. В рамках этой экранизации Спящую красавицу разбудил поцелуй Малефисенты, которая и стала главной героиней истории, вызвав наибольшее сопереживание зрителя.

P.S. Итак, мы подробно познакомились с известными сказками о Белоснежке , Красной Шапочке и Спящей красавице, рассмотрев этих героинь более внимательно, изучив историю их появления на свет, обретения популярности и символизма на самых разных уровнях. Если эта тема пришлась вам по вкусу, пишите в комментарии названия сказок, о которых вам бы хотелось узнать побольше.

Комментарии

Комментарий удалён.

Спасибо, рада, если вам было интересно:) Согласна, образ Спящей красавицы сегодня эксплуатируют по полной и часто дело доходит до смешного, хотя изначально эта сказка была гораздо более прозаичной, чем те варианты, которые придумали позже.


"Спящая красавица", как мне кажется - одна из самых вредных и, одновременно, самых полезных сказок для девочек. Эффективная интерпретация может реально изменить жизнь.)


Согласна:) А какая из известных сказок твоя любимая, есть героиня, которую ты в детстве обожала?


А я как-то не особенно привязывалась к отдельным сказкам и, тем более, к героиням. И в целом мне больше звери нравились, чем люди. )))
А в чуть более старшем возрасте я дико полюбила "Бухтика", вот тут о нем писала: https://www.livelib.ru/review/311300-buhtik-iz-tihoj-zavodi-rutkovskij-vladimir-grigorevich


О, как любопытно:) Звери в сказках - очень интересные и колоритные персонажи, сама с детства любила многих.


Я любила "Сказки дядюшки Римуса", "Ветер в ивах", такого плана истории.)


То, что сейчас является психологической проблемой, во времена создания было культурной нормой, влияние пережитков которой может сейчас вызывать эту проблему. Мне кажется, стоит учитывать контекст времени создания этих вариантов сказок и более древнюю основу - мифы разных народов о богинях-пряхах, определяющих судьбу, и, "по совместительству", являющихся Великими Матерями, отвечающими за рождение и смерть. Сказки - о неотвратимости судьбы, и они учат смиряться и терпеть. Возможно, речь идёт о юной девушке, которая уже не ребёнок, но ещё и не взрослая ("отец должен пристально следить, чтобы она все время сидела дома, не ходила в гости, на представления, танцы и даже не вступала ни с кем в разговоры вне дома"). Культура того времени обрекала девушку на пассивную роль: явится жених, она выйдет замуж и родит детей (вероятно, "потерял грудь" - несколько повзрослел). И это - неотвратимая судьба; и только так девушка станет взрослой женщиной. Осуждается обратный вариант поведения: королева, "завоёвывающая своё счастье", уничтожается в костре (гордеца Дьявола бросают в огненное озеро, что, кстати, может означать страдания от невозможности достичь желаемого).

Мужским аналогом может быть "Щелкунчик" и все сказки "о красавице и чудовище": Щелкунчик и прочие чудовища - юноши, находящиеся под влиянием тестостерона (Щелкунчика повреждают и донимают "мышки"). Чтобы "вернуть человеческий облик", "уродец" должен дождаться принцессу и жениться. В языческом Гильгамеше было проще: чтобы буйный дикарь стал человеком, ему хватило встречи с Блудницей.


Спасибо за ваше мнение, очень интересный комментарий:) Контекст времени, безусловно, важен и это видно даже потому как все эти сказки меняютсяв рамках современной культуры.