Больше историй

22 августа 2012 г. 20:22

463

Любят у нас бахвалиться, что Россия, мол, самая читающая страна. Куда там европейцам, не говоря уж об американцах. Представители Азии, конечно, и здесь нам могут фору дать, но это не особо учитывается, ведь на то они и "азиатские тигры". А то что у нас самих до недавнего времени водилось аж два вида этих "полосатых смерчей" (истреблённый каспийский и, пока ещё живой, но отнюдь не здравствующий амурский) это как бы не причём. Но главное, не сколь много, но что и как мы читаем. И в этом аспекте у нас не так всё и взыскательно было до не давнего времени.
Лет девять назад, будучи ещё неоперённым студентом, ехал я как-то осенью в родную alma mater. Привычная толчея в московском метро в начале девятого утра. Закутанные в свитера и куртки/дублёнки пассажиры (это при отнюдь не минусовой температуре на поверхности), пыхтение, потение, взаимный обмен любезностями и выстраивание генеалогических древ с награждением цветастыми лаврами каждого из прародителей столь "милых" тебе попутчиков. Кому повезло, сидит "читает", пытаясь не смотреть и не слышать чуть ли не валящихся на него/неё дородных офис-менеджеров, тощих академиков, старых ворчливых грымз, скромно отмалчивающуюся будущую маму (хотя при таком давлении неудивительно, если это будущее наступит с минуту на минуту).
Впрочем читают не только те, кто в бескомпромиссной борьбе урвал себе заветное место под электроабажуром. Читают практически все. Правда процентов 95 всех пассажиров вагона читают т.н. романы в "фантиковых обложках" и "жёлтую" прессу. Остальные пять с серьёзными лицами просматривают графики курса валют и биржевые индексы.
Будучи размазанным по стеклу противоположных от входа дверей (слава Богу с внутренней стороны) и не имея на тот момент привычки читать в такой экзотической обстановке и тем паче желания причаститься с утра "высоким штилем" одной из современных плантаторш от литературы (не хватало ещё чтобы меня начало мутить в переполненном вагоне), я занимал свой мозг простыми интеллектальными пустяковинами: просклонять известные латинские афоризмы во всех пяти склонениях задом наперёд, повторить хронологию Столетней войны (по годам, разумеется), припомнить отличия техник школ Гулейры от Басоли и прочая ерундовина, помогающая разбудить мозг перед 6-7 парами лекций.
И тут взгляд упал на слегка пожелтевшую страницу качественного при том при всём издания (особенно выиграшно смотрящемся в сравнении с "однодневками"). С первых же сток я определил, что это "Орестейя" Эсхила, читаная мною за год до этого. Как раз момент наложения на Ореста проклятия Эриниями. Словно по щелчку пальцев все посторонние шумы, духота и толкотня словно бы перестали существовать, ушли на задний план, если не на задворки подсознания. Я растворился в разворачивающимся действе трагедии, вспоминая предыдущие её сцены и опережая невидимую руку, аккуратно, если не сказать бережно переворачивающую страницу за страницей. Так продолжалось несколько станций. И единственное что меня отвлекало был вопрос о владельце этой невидимой руки, ибо от меня его загораживал весьма тучный товарищ, бесцельно смотрящий в слегка мигавший плафон, словно надеясь, что "на третий раз он горит дольше".
Наконец на одной из перевалочных станций с самым что ни есть пацифистским названием, когда толпа схлынула, перед мною предстал владелец столь серьёзной книги для столь несерьёзного антуража. Какого было моё удивление, когда им оказалась девчушка лет 12-14 с каре в джинсах и белой водолазке. Закрыв книгу и прижимая её к себе, предусмотрительно спрятав углы фолианта в ладонях, она пропустила большую часть изливающегося народа и затем сама присоединилась к безудержно несущемуся потоку. Я же проехал остававшиеся мне три-четыре станции в приятном удивлении и осознании, что может быть не всё так уж и плохо с литературными пристрастиями пассажиров. И что это за школа, где уже в таком возрасте проходят Эсхила? Хотя дело, конечно, не в школе.
Сегодня в общественном транспорте кого только не читают: Кастанеду и Чапека, Жапризо и Рушди, Эстерхази и Бэнкса... Список можно продолжать и этим никого не поразить. Не вагон, подчас думаешь, а изба-читальня. Но тогда, в начале "нулевых" , эсхиловская трилогия в руках школьницы меня и впрямь удивила.