Больше историй

14 мая 2017 г. 12:16

217

У каждого свое увлечение: один самозабвенно возделывает дачный участок, другой строит модели планеров, третья вышивает крестом или складывает пазлы из тысячи элементов, я люблю книги и знаю в них толк. И есть особое читательское чутье, когда заранее, неизвестно откуда,  знаешь, что книга окажется хорошей. А в другом случае с той же степенью уверенности можешь утверждать, что потратишь время впустую, ещё не начав чтения. 

Нет, срабатывает не всегда, я не экстрасенс, но иногда случается точно знать, за что следует взяться и почти снайперски угадать подходящий момент. Это витиеватое вступление к тому, что "Белые эубы" Зэди Смит у меня в читалке почти год, даже вспомнить не могу, почему сделала закладку на этой книге, периодически натыкалась на неё с мыслью: Надо бы уже осилить. Да так в проекте и оставалось. 

Я вообще думала, что это про ЮАР, апартеид и всякое такое, заранее тосковала от перспективы читать (потому что случилось лет десять назад мучить нобелевское сочинение дамы с Берега Слоновой Кости и это было жёстко), но "надо, Федя, надо". Нашла оригинальную версию, аудиокнигу на английском, чтобы уж с пользой. Начала и поняла, что роман -  бомба и не хочу упустить из него ни крохи смысла, а потому читать буду в переводе, ну и аудиокнижка пусть трындит в наушниках - не пропадать же добру. 

А к чему, все-таки  было распространяться о своих особых талантах? А к тому что взялась аккурат после "Земли под её ногами" Салмана Рушди и неожиданно совпало все: время написания романов, тематика (ассимиляция этнической группы, семейный роман), а главное - никакого апартеида, обе книги написаны британцами с неевропейскими корнями и в обеих главные герои выходцы из Индии. 

Я не хочу обидеть безусловного эрудита и эстета Рушди, но по ощущениям это земля и небо. Насколько высосанными из пальца, выглядят его персонажи, настолько живые, понятные и осязаемо тёплые герои Смит. Но у меня сейчас не то что проходит по разряду рецензий, это история. О том, как в одной книге находишь отголоски другой и это как по заказу, в этом радость абсолютного узнавания. Такое локальное открытие Америки, которое могло случиться только при чтении подряд одного за другим, пока впечатления еще свежи.

Итак, начало января 1989, один из героев, подросток на пике турбулентного пубертата с компанией приятелей отправляется на митинг протеста. Парни совершенно асоциальны и отвязны и предположить в них религиозное рвение можно в последнюю очередь. Тем не менее, вот такой диалог, из которого понимаешь, что объект протеста - сочинение некоего писателя:

-  Я просто хочу сказать, что всыпал бы ему по самое некуда, будь он там. За его похабную книжонку.
-  Хамство! - плюнув на стекло, отозвался Миллат. - Нам и так в этой стране приходится много чего терпеть. А тут еще свой добавил. Расклаат! Он ублюдочный бадор, подпевала белокожих.
-  Мой дядя говорит, что он даже писать не умеет. - Хифан, наиболее ревностный мусульманин в их компании, был в ярости. - А еще осмеливается говорить об Аллахе!
-  Да срать на него Аллах хотел, - выкрикнул Раджик, наименее интеллигентный из всех; в его представлении Бог был чем-то средним между Царем обезьян и Брюсом Уиллисом. - Да он ему яйца оторвет. Грязная книжонка!


Это и в качестве примера мрачного коричневатого юмора Зэди Смит. Но главным образом для того, чтобы проиллюстрировать, что мир чертовски сложен и что самая нон-конформистская часть общества еще и наименее грамотная его часть, склонная к радикальным действиям в отношении того, о чем понятия не имеет, потому что не читала-не смотрела то, что осуждает. И наиболее подверженная опасности стать объектом манипуляций со стороны умелых кукловодов. А еще к тому, что бунт не всегда направлен против традиций и устоев, по крайней мере не тех из них, на которые можно указать, глядя на ситуацию глазами постороннего. Вся пятерка подростков индийцы-мусульмане, а книга, вы поняли, конечно - "Сатанинские стихи" Салмана Рушди.

Это всего лишь пример того, как много побудительных причин у любого действия любого, самого маленького, человека и как много всего переплетается в реальной жизни. Нельзя сводить все только к любви (к музыке, к женщине) и огромному количеству культурологических отсылок, как делает это Рушди в "Земле под ее ногами". Я еще почитаю "Детей полуночи",может быть, "Земля" - просто самая большая неудача автора, но на фоне действительно хорошей книги ее литературное убожество очевидно.