Больше историй

12 мая 2017 г. 19:03

3K

Вся правда о Красной Шапочке.

Продолжаю серию статей, раскрывающих героинь известных сказок с новых сторон. Сегодня к Белоснежке и Мертвой Царевне присоединяется Красная Шапочка.

Ее популярности может позавидовать любая принцесса. Она не боится встретиться с кровожадным волком в глухом лесу. Она навещает очень необычную бабулю, живущую в странном месте. Она - Красная Шапочка, героиня, на основе истории которой, психотерапевты стоят целые теории, а символизм ее образа поражает кровавыми деталями.

Итак, перед нами одна из самых жестоких и странных сказок, берущая свое начало в древних поучительных и мистических историях.

картинка Beatrice_Belial

Предыстория.

Сказка с подобным сюжетом возникла в 14 веке в Франции, а потом стала известна по всей Европе. Изначально сюжет сказки был очень кровожадным и в основных деталях достаточно сильно отличался от знакомого всем сегодня варианта. Так, по одной из самых ранних версий, волк, встретив девочку в лесу и узнав, куда она идёт, обогнал её, убил бабушку, приготовил из её тела кушанье, а из её крови - напиток, чем и угостил пришедшую внучку, одевшись при этом бабушкой. Бабушкина кошка пыталась предупредить девочку, что та ест останки бабушки, но волк убил кошку, запустив в неё деревянными башмаками. Потом волк в образе бабушки предлагает девочке лечь рядом с ним, а ее красный плащ бросить в огонь. Девочка так и делает, удивлённо спрашивая, почему у бабушки так много волос, такие длинные ногти и такие большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: "Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё!" и съедает девочку. Неплохо, правда? По такому сюжету можно было бы снять приличный фильм ужасов. Этот вариант сказки раскрывает читателю множество подтекстов от странного волка, переодетого бабушкой и желающего полежать в одной кровати с Красной Шапочкой, до самой недогадливой девочки. Впрочем, о волке и Красной Шапочке мы подробно поговорим далее. А сейчас продолжим изучать историю этой сказки.

Итак, как мы уже выяснили, первые упоминания о сказке с подобным сюжетом датируются примерно 14 веком, но на самом деле различные варианты сказки о Красной Шапочке возникли гораздо раньше. Частично они базировались на очень актуальной в средневековье теме опасности прогулок по лесам в одиночестве. Там юная девушка могла повстречать не только волков, но и разбойников, а если учесть зашкаливающий уровень религиозности в Европе в те времена, то встретить в лесу вполне можно было и любых представителей темных сил. Основной костяк сюжета, вероятно, был сформирован из чисто нравоучительных мотивов, чтобы предостеречь детей от прогулок в лесу в одиночестве. И все было бы замечательно, просто и понятно (в конце концов, кого увидишь жестокой средневековой сказкой), если бы не несколько НО.

Дело в том, что необычными чертами в этой сказке наделены все основные герои: волк, который обладает всеми чертами оборотня, способного обращаться в людей; красный плащ главной героини (да, изначально ни о каких шапочках речь, естественно, не шла, это был именно красный ритуальный плащ) и бабушка, которая почему то живет в полном одиночестве в лесу вдалеке ото всех людей. В изначальных вариантах сказки охотники чаще всего отсутствовали. Волк просто съедал Красную Шапочку и всё, сказочке конец. А появлению той самой «шапочки» мы обязаны в немалой степени именно Шарлю Перро, который в 1697 году опубликовал книгу "Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями", куда вошла и обработанная им легенда о девочке и волке. В варианте Шарля Перро у девочки появился красный головной убор, правда вовсе не шапочка, как в русских переводах, а шаперон - подобие капюшона. Перро оставил концовку с гибелью девочки, а также сохранил сексуальный подтекст народной сказки, подчеркнув его нравоучительным стихотворением.

Мораль

Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!
(Ш.Перро)

Далее за дело взялись (естественно) наши любимые братья- братья Гримм. Именно им мы и обязаны появлением того самого всем хорошо известного варианта сказки с охотниками и финальным спасением девочки и ее бабушки. Надо сказать, что братья вообще немало поисправляли и народный вариант сказки и вариант Перро. Вариация под авторством Гримм вышла в 1812 году. Отличий от версии Шарля Перро появилось прилично. Так, возник аспект нарушаемого Красной Шапочкой запрета идти в лес; несет главная героиня не пирожки и горшочек масла, а кусок пирога и бутылку вина; бабушка живёт прямо в лесу; в конце бабушка и девочка спасены дровосеком (или охотником), а волк погибает.

Кстати, надо сказать, что в России эта сказка очень популярна. Версия П. Н. Полевого является полным переводом варианта братьев Гримм, но в дальнейшем наибольшую распространенность получил пересказ И. С. Тургенева, в котором убран мотив нарушения запрета и некоторые подробности описаний. В иллюстрациях сказки на русском языке обычно изображается собственно девичья шапочка (согласно сказке братьев Гримм) вместо накидки-капюшона французского оригинала. Такая же ситуация во многих других странах, где слово «шаперон» было заменено при переводе на «шапочку», «шляпу», «колпачок».

Дальше...

Закончив с предысторией, перейдем к самому интересному. Прежде сделаю небольшое замечание- в своих исследованиях я опиралась на все имеющиеся варианты сказки разом. Однако, символизм их главных героев я рассматриваю на примере наиболее старинных народных вариантов «Красной Шапочки», так как считаю это наиболее верным, а вот психологические подтексты удобнее всего будет изучить на вариантах Перро и братьев Гримм.

Прежде чем приступить к анализу персонажей, определим для себя основной костяк сюжета (это будет полезно нам в дальнейшем): девочка в красном плаще с капюшоном отправляется в гости к своей бабушке, живущей в лесу, по дороге она встречает волка, который пытается ее съесть, но девочке удается удрать от него. Далее, проявляя хитрость, волк пробирается в дом к бабуле, съедает ее, обращается ею (давайте сразу отбросим дурацкий детский вариант с переодеванием в наряд старой женщины, который якобы не дал Красной Шапочке возможности узнать собственную бабушку), так волк обманывает девочку и съедает ее. Кому нравится, может еще прибавить к истории мотив с дровосеками, рассечением волчьего брюха, откуда живыми и невредимыми (почему-то) выходят Красная Шапочка с бабулей.

картинка Beatrice_Belial

А теперь приступаем к героям. Во-первых, конечно, сама Красная Шапочка. Прежде всего, определимся с ее возрастом и внешним обликом. В большинстве вариаций сказки речь идет именно о девочке. Разумеется (учитывая смекалку героини, которую мы обсудим далее), это была не совсем маленькая девочка, скорее всего, ее возраст был около 10 лет, хотя во многих вариантах она описывается именно как «маленькая прелестная девочка». Далее внешний облик. Как мы уже поняли различные варианты шапочек эта героиня обрела только в вариантах Перро и братьев Гримм, изначально же ее наряд представлял собою красный плащ с капюшоном и выглядел примерно так, как изображено на первой фотографии, иллюстрирующей эту историю. Эта деталь очень важна, так как касательно этой героини красный цвет всегда имеет большое значение и фигурирует в абсолютно всех вариантах сказки. Она ведь именно Красная Шапочка. Почему красный плащ с капюшоном? С давних времен во многих европейских странах красный цвет считался оберегом от темных сил, это был универсальный защитный амулет от всевозможных напастей. Капюшон в подобных плащах имел как функциональное назначение (прикрывал голову от дождя и защищал от холода), так и выполнял ритуальное значение «покрытия головы», т.е. еще более серьезной защиты от потенциальных обидчиков нечеловеческого происхождения, которых можно было повстречать в лесу по поверьям людей средневековья. Я не стану упоминать то, что красный цвет является символом крови и жертвоприношений с древнейших времен, намекну лишь на то, что носить такой плащ могли не только простые путники, но и гораздо более серьезные и интересные особы. Какие именно? Об этом нам расскажет бабушка Красной Шапочки.

Поведение этой прелестной девочки также любопытно. Во-первых, она совершенно не боится одна гулять по лесу, во-вторых, едва ли волк сильно ее пугает , ведь еще при первой встрече с ним Красная Шапочка проявила скорее смекалку нежели страх, что и дало ей возможность спастись. Поведение девочки уже в бабушкином доме в современных вариантах сказки скорее является предметом веселых насмешек и едва ли способно напугать даже детей. А вот в изначальных вариантах (народных) в этом домике происходили действительно пугающие вещи. Так, девочка пьет предложенную ей волком кровь собственной бабушки, а потом ест ее останки. Волк убивает кошку, пытающуюся предупредить Красную Шапочку, а потом коварный злодей под маской бабушки предлагает Красной Шапочке лечь с ним в постель. Девочка оказывается бессильна перед коварством волка, но позже в вариантах братьев Гримм она будет отомщена. И кстати тоже довольно-таки жестоким способом. Что конкретно думали о Красной Шапочке братья Гримм, если в их варианте они с бабулей умудрились живыми и невредимыми выйти из брюха волка – это отдельный разговор. Но думаю, им бы понравилась моя версия. Таким образом, мы видим, что Красная Шапочка обладает универсальным оберегом (красным плащом), бесстрашием и смекалкой, но губит эту героиню по всей видимости ее безрассудство и чрезмерное доверие всяким подозрительным волкам. Кстати, любопытная деталь - для того, чтобы получить возможность съесть Красную Шапочку волк просит ее именно снять тот самый красный плащ, что она и делает. Видимо, пока плащ был на девочке волк не мог на нее напасть, иначе зачем бы ему было устраивать весь этот спектакль в доме бабушки. Но есть еще более любопытные особенности этой героини, которые нам раскрывает как раз таки ее бабуля.

Бабушка.

Задумаемся, почему старая пожилая женщина, нуждающаяся во внучкиных пирожках, одна живет в лесу? Вероятно, у нее были веские причины уйти от людей и поселиться в глухом местечке или же она была изгнана. Почему? Скорее всего, по той же причине, по которой Красная Шапочка носит ее красный плащик (кстати, я встречала варианты сказки, где говорилось о том, что плащ девочке подарила именно бабушка). Так вот, скорее всего, бабуля была ведьмой. Потому и поселилась в лесу, потому и жила абсолютно одна как какая-нибудь ведьма из сказок о Гензеле и Гретель или о нашей Бабе Яге. Заметим, Красную Шапочку отправляют к бабушке, потому что та болеет и лежит в постели. Вероятно, старой ведьме пришел конец и почему-то именно внучка нужна была ей рядом в этот момент. Конечно, причина по которой именно девочка отправилась к бабуле объясняется еще и тем, что мама была просто занята. Да вот только это бред, потому что ни одна нормальная мать не отправила бы свою маленькую прелестную дочь одну в лес. В некоторых вариантах сказки Красная Шапочка сбегает сама лишь бы только добраться до бабули.

картинка Beatrice_Belial

Волк.

А теперь обратим наш взор на "главного" злодея этой истории. Волк этот очень любопытен. Дело в том, что во всех вариантах сказки он представлен не как обычный волк, т.е. просто способный кого-то съесть, а как самый настоящий оборотень. Так, уже в народных вариантах сказки волк прекрасно мог говорить, проявлять хитрость, врать, но самое главное – он мог имитировать голоса отдельных людей (как он сделает с голосом Красной Шапочки и бабушки) и обращаться в этих людей.

Волк тем временем добежал до бабушкиного дома. Он дважды постучал в дверь.

—Кто там? — спросила Бабушка.

—Это я, Красная Шапочка, — сказал волк голосом девочки. — Я принесла тебе пирожков и горшочек свежевзбитого масла.

Бабушка лежала в постели, потому что болела.

—Открой дверь и войди, — крикнула она.

Очевидно, что в бабушкином домике повстречались очень особенные герои, из которых волк-оборотень возможно даже не самый опасный тип. Современные трактовки сказки (например, психологами) говорят о волке как об архетипе «мужчина-разбойник», т.е. как о склонном к насилию коварном и жестоком типе, встреча с которым для любой современной Красной Шапочки может быть крайне опасна. Кстати, о психологии.

картинка Beatrice_Belial

Психологи и сказка о Красной Шапочке.

«Красная Шапочка» настолько популярна у лекарей человеческой психики, что в разные годы ей были посвящены сотни (вдумайтесь, сотни!) различных публикаций от исследования сексуальных подтекстов этой истории до обоснования целой «Теории сказок», которую представил Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Так, Берн пишет о том, что вдохновившись в детском возрасте этой сказкой, некоторые женщины уже во взрослой жизни подсознательно ищут себе в спутники типаж «Мужчины-волка» и, повстречав его, долго мучаются и не могут устроить счастливую личную жизнь. Далее такие женщины ( опять же подсознательно) всю жизнь ожидают «мужчину-спасителя» (того самого охотника), который спасет их от волка. Это вполне серьезная, научно обоснованная теория, с которой каждый может ознакомиться в вышеуказанной книге.

Эрих Фромм интерпретирует сказку с точки зрения психоанализа, в которой главный атрибут героини является символом менструации. И речь в сказке идёт не о маленькой, беззащитной девочке, а о зрелой женщине, которая столкнулась с проблемой половых отношений. Совет матери «не сворачивай с дорожки в лес» Фромм истолковывает как предостережение о том, что не следует вступать в половую связь, а акт людоедства волка — как половой акт. Однако, кроме морали об опасности половых отношений, в сказке присутствует идея о конфликте между мужчинами и женщинами. Как пишет Фромм, сказка о Красной Шапочке — «это история торжества женщин, ненавидящих мужчин, история, заканчивающаяся победой женщин».

Боюсь представить, что писал о Красной Шапочке Фрейд, а он точно что-то о ней писал, тут можно не сомневаться. Кстати, современные интерпретации сказки в рамках популярной культуры чаще всего представляют главную героиню не как маленькую девочку, а как вполне взрослую половозрелую барышню в сексуальном красном плаще и с топором, которым она в любой момент готова вспороть брюхо какому-нибудь волку. Смех смехом, а популярные культурные явления не появляются просто так. Если кто-то (от современных иллюстраторов до художников японского аниме) изображает Красную Шапочку именно так - значит, эта героиня в ее взрослой версии вызывает у мужчин вполне понятные фантазии.

И еще немного о Красной Шапочке в рамках культуры.

Огромное количество иллюстраторов работало над этой сказкой. Например, вы можете найти замечательные иллюстрации Гюстава Доре. А постановочная фотография, сделанная в августе 1857 года английским писателем и фотографом Льюисом Кэрроллом, и вовсе произведет впечатление на любого. Существует две детских оперы по этому произведению, две классические экранизации и десятки переосмыслений-экранизаций, снятых в самых разных странах мира. Красная Шапочка является героиней нескольких компьютерных игр, а ее красный плащ с капюшоном по сей день время от времени становится звездой модных коллекций известных мировых дизайнеров.

картинка Beatrice_Belial

Комментарии


Жаль, что Фрейд не писал в ЛЛ - мы бы узнали много нового о самых разных литературных произведениях:) А вообще я помню как-то переводил как раз кровожадный вариант "Красной шапочки" (где-то откопал в инете) - из любопытства. Что-то там точно было - довольно пугающее... Поищу.


Фрейд итак много чего интересненького написал, и без ЛЛ:)))

"КШ"- одна из самых кровожадных сказок, у меня в планах еще две из подобной серии, тоже планирую написать по ним статьи, ну и на том закончу со сказками:)


Не перестаешь меня удивлять литературными изысканиями, Оль) а тема насчет Фрейда позабавила))


Какая интересная история)
Иногда становится страшно за психоаналитиков, которые не могут не видеть в сказках, самых невинных, чего-то своего. Это как проклятие Мидаса уже.
Но сама гамма версий - интересна.
Ты ведь знаешь о связи образа красной шапочки и Лолитой, Волшебника Набокова?
Как по мне, то бабушка и была тем самым оборотнем, и внучка спешила к ней, чтобы предотвратить её очередное превращение в полнолуние, но.. не успела.
Ганнибал лектор наверное любил эту сказку)


Нет, о связи Лолитой не слышала, расскажи, очень любопытно)

Интересная теория про бабулю, в твоем стиле. Саша, ты шутишь так что ли? Какой еще лектор? Ганнибал Лектер ты хотел сказать? А то превратил его в кого-то препода, читающего лекции)))


Да там гостиница, в которой Гумберт ночевал, перекликалась названием с красной шапочкой. Гумберт, как и Волшебник - вок-охотник. Но и "красная шапочка" та ещё инфернальница и пожирательница мужчин, их сердец..

Ха! Точно, Лектер)) Это я опять перепутал, задумавшись. Я сегодня подозрительно часто всё и всех путаю, Света)


Спасибо за разъяснения про Лолиту, в принципе все логично, они и правда похожи:)

Комментарий удалён.

Ого, какая трактовка, впервые слышу:)


Было бы желание сравнивать, и мы сможем сравнить с вагиной даже бабушкин домик (в него входят), и лес (он тёмный), и корзину для пирожков, которые входят и выходят, и саму бабушку (старую кошёлку), и даже горшочек с маслом, потому что "не было бы масла, не родился б я". :)


Ой, вы правы, при желании такие под сравнения из сексуальной области можно притянуть вообще к чему угодно. Так, любой предмет фаллической формы автоматом можно считать символом мужчины:) Именно поэтому трактовки психотерапевтов зачастую выглядядт таак странно и нелепо:)


Лучше туфельку Золушки.
а) она была оторочена мехом,
б) потом её потеряли,
в) а потом её весь город примерял.))))))))))


Людей много и мнений - тоже.


А что вы думаете про Деда Мороза со Снегурочкой?


Пока не было в планах изучать этих сказочных героев:))


Отличная статья, узнал много нового о Красной Шапочке.) Только закончил свою рецензию на эту сказку 1825 года издания, сравнивая с современным вариантом. Жаль не увидел вашей статьи раньше, внимательнее бы отнесся к вариантам сказки.)


Большое спасибо:) Рада, если вам было интересно.