Больше историй

10 мая 2017 г. 16:34

827

Ночь первая.

Ночь смеётся блеском крыш,
Выгибает спину...
Месяц, между туч затих,
Смотрит кошкой, Вием.

Свет фонарный чертит круг
В побледневшем мраке.
У дороги я стою
Ведьме стих читаю.

Тихо дышат мотыльки
Огоньками свечек.
Гроб машины в ночь летит,
Свет фонарный, меркнет.



( хромая зарисовочка из студенческих времён)

картинка laonov

Ночь вторая.

-Любимая, ты никогда не замечала странного сходства между "Ребёнком Розмари" и "Вием" Гоголя?
Призрачное, неприкаянное село, населённое вовсе не козаками, а какими-то чертями, жуткой старушкой, атмосферой чего-то животного, адского, со зловещим козаком, с лицом, похожим на лопату, словно бы намекающем на могилу.
В описании человеческой нечисти, Гоголь вообще гениально продолжил творчество Иеронима Босха...

-Слушай, а ведь ты прав. Да и сама гнетущая атмосфера Вия, с его бесконечно-долгими коридорами ночи, безмолвно-жутко хлопающими дверями страниц, с образом псаря, которого истомила любовью панночка, и от него осталась лишь горстка золы - аутодафе любви! Забавно и жутко : сжигают не ведьму, а ведьма, в каком-то аду любви и ласк, сжигает тело и душу мужчины, - псаря, так похожего на образ приёмной дочери из "Розмари", выбросившуюся из окна..

- Образ псаря Микиты, сгоревшего от любви, меня заворожил. Мне вообще кажется странным, что это инфернальное село, было символично населено столькими собаками, словно бы охраняющих выход их Ада. Да и странно всё это.
Обычно, ведьмы, как огня боятся собак. Они чувствуют ведьму за версту, а тут, панночка прогуливается среди них, как среди своей свиты, и не случайно у любимых собак Микиты были имена "Разбой" и "Быстрая", почти как "Страх" и "Ужас". А Гоголь, хитрец, подкинул нам подсказку, заметив, что Микита, опьянев от любви к панночке, стал путать их имена, и однажды даже назвал "Разбоя" - "Бровком", что отсылает нас к трёхголовому образу Цербера и векам, бровям Вия. Видел ли он Вия? Чувствовал.

-Кстати, ты не помнишь в этой связи русскую сказку о ведьме, обратившуюся в собаку, или же волка ( а панночка собакой ворвалась в дом Шепчихи, - имя тоже странное, намекающее на её ведьминскую принадлежность, - и, словно вампир, вцепилась в горло младенцу. Странно - ведьма напала на ведьму? Или же панночка была нечто большим чем ведьма? И почему она убила ребёнка ведьмы Шепчихи? Тут тоже странная перекличка с Розмари..), а потом кто-то в битве с огромным волком отрубил ему лапу, а где-то на другом конце села, еле дошедшая до дома под утро женщина, стонала на постели с окровавленной, перевязанной рукой...

- Если не ошибаюсь, в сказках Афанасьева, или Сомова, есть что-то подобное...
В Европейском фольклоре ведьмы вообще любили вселяться в собак, точнее, их души в них вселялись, потому они любили держать при себе собак, своих, чёрных собак.
В этом смысле, псарь Микита мог однажды так же как и Хома Брут набрести на это проклятое село. Другой вопрос, почему панночка так любила вполне двусмысленно ездить на мужчинах по роскоши ночи, словно бы унося душу мужчины в иные, сказочные миры, населённые русалками, гномами, лешими, всей той инфернальной, отверженной красотой, которой не нашлось места в христианском мире, раю?

- Насколько я знаю, Гоголь, так до конца жизни и не познал женщины в физическом плане. И вот это тёмное томление Эроса в нём, находило мучительный выход в его творческих снах, чем-то схожих с искушениями чертями и колдуньями аскетов древности, в самых невозможных и сладострастных образах, заканчивающихся поллюцией во сне ( словно они занимались любовью с ночью. Ведьмой-ночью!), и, как следствие мучительным раскаянием несчастных святых утром, их тёмным, жарким погружением в молитвы и творчество.
Сначала, панночка, в образе старой ведьмы ездила на Хоме Бруте, потом - Хома "ездил" на ведьме, в итоге бессовестно загнав её и утомив..
Кстати, тебе не кажется этот "акт любви", в котором панночка, извечным другом дьявола и ведьм - видящей в ночи кошкой, запрыгивала на мужчину, некой инициацией?
С псарем Микитой что-то не получилось в этом смысле. Должно было получиться с Хомой Брутом, который был не так то и прост, и не случайно он не помнил кто были его родители.
Тут опять мелькают тревожные тени "Розмари". Панночка, черти, населяющие село, да и сам дьявол - Вий - хотя, если внимательно прочитать то, как его описал Гоголь, то станет ясно, что его жуткий вид - лишь маска, железная маска, метафизически обыгрывающая французскую легенду о человеке в железной маске, родном брате короля, заключённого им в тюремные застенки ада, - хотели, как и сатанисты в "Розмари". зачатия ребёнка, того самого ребёнка. И не случайно это "зачатие" окутано атмосферой чего-то животного, образом собаки, почти апокрифического и демонического шакала, в которого обращалась панночка, и которая должна была родить...

- Ну ты и закрутила...Хотя, как и в "Розмари", тут тоже присутствует смерть младенца, ритуальное опаивание "снадобьем" Хомы Брута... Да и сам главный ритуал зачатия, должен был произойти именно в церкви, в окружении мрачных, потемневших ликов святых на иконах ( да и святых ли, если присмотреться?), чёрных свечей, с огненными, змеиными язычками, жалящих распятый светом воздух и мрак, в окружении демонов панночки, как поругание человеческого и божественного...

Продолжение


................................
- Саш, как думаешь, что было бы, если бы Хома Брут не очертил круг, и приблизил к себе панночку? А? ( игриво улыбается)

- Зачем спрашиваешь, если знаешь ответ? Или ты хочешь сегодня поиграть? Ладно, давай я буду Хомой Брутом, а ты - панночкой...

- Са-ша... Обычно, для ролевых игр, нормальные люди выбирают другие книги, другие фильмы... Ну хорошо, давай попробуем. Меня всегда завораживало одно место в "Вие", которое, уверена, часто преследовало Гоголя в его снах.

- Я кажется знаю, что это за место...

- Ну что, можно я на тебя положу свою белую ножку? Помнится, псарь Микита сказал, что не только ножку, но что, мол, и сама садись на меня... И почему мужчин, как наваждение преследует этот инфернальный образ совершенного подчинения женщине?
Тебе ли не знать ( строгий, властный тон), что в каждой женщине таится... Что? Успокойся, ха-ха! Что так прижался к спинке кровати? Да не переигрываю я, не переигрываю. И пусть мои волосы расплескались тёмным, змеящимся дымом по плечам, по белой груди... пусть на твоей спине останутся кошачьи следы от моих коготков ( разве у Хомы не была расцарапана спина после того, как на нём "поездила" ведьма?), я не переигрываю, женщины никогда не переигрывают, ибо они - сама игра! ха-ха!
Смотри на меня всю, не отворачивай глаз! Обнажённое тело женщины в ночи комнаты - сверкающая, лунная красота! Страшная красота!
картинка laonov
Ночь третья.

Поседевшему и захмелевшему Хоме Бруту, перед третьей и последней ночью, снится странный сон.
Церковь - превратилась в ̶я̶х̶т̶у̶ корабль, и тихо плывёт по зелёному морю садов, ласкаемая радужной пеной цветов.
Крест над церковью - вспыхнул корабельной реей, на которой затихло распятое солнце.
В самом сердце корабля, тёмной, жуткой колыбелью, раскачивается гроб. В нём спит красавица панночка. Колыбель гроба раскачивается, словно лодка на волнах. Вот, поднялся бледный парус крыла...Панночка, встаёт из гроба, по-кошачьи крадётся, расправив локти крыльев, набрасываются сверху на Хому Брута, заключает его в тёплый кокон крыльев ....................................... ( цензура)

Зла, как и истины - нет. Они существуют до тех пор, пока мы верим в них, смотрим на них, творим их, ибо наша бессонная, безвекая душа, не может не творить, и потому, всякое зло, всякая мимолётная истина, тянутся к душе человека, желая продлить свое бытие, желая сбыться хоть чем-то, пока солнце жизни не развеет их призрачные тени.
Они желают взглянуть на себя рефлексирующим взором души, но для этого, душа должна поверить в них, впустив их в себя.
Три ночи. Три тёмных змеиных кольца ночи, обвивают душу Хомы Брута, сжимаются всё туже, душнее : страх - сменяется оцепенением. Оцепенение - ужасом и безысходностью, экзистенциальным одиночеством заброшенного в вечность человека, обречённого на вечность, о которой он и не просил.
Словно бы человека заперли в тёмной комнате. Дверь светло приоткрылась, и сразу захлопнулась. Но тьма кошмарно ожила, расцвела шёпотом движения. Кто-то вошёл, что-то вошло... Это невозможно перенести! Вот, что-то коснулось тебя, и упорхнуло... Вот, какой-то тёмный холодок поцеловал тебя в плечо, и рассмеявшись, растаял. От этого можно сойти с ума! Если сон разума рождает чудовищ, то что рождает безумие?
Главное, не верить в зло, в истину, больше чем в себя, в себя, больше чем в мир, в мир и бога... Боже! как страшно верить человеку на этой безумной земле, словно бы очертившей вокруг себя меловой лунный круг орбиты, защищаясь от звёздного ужаса и ада! На земле, где каждая вера и самая чудовищная мысль, грозят трагически сбыться!
Выдержит ли человек взор своей души, своей бездны?

Вот, Хома Брут чувствует на себе тяжёлый, тёмный взор Вия. Косвенным взором, Хома видит отражение Вия в ритуальной чаше с вином.
Чем больше он смотрит, тем больше открывается - словно веко!,- крышка гроба около него...
Только сейчас Хома Брут понял весь ужас происходящего, почти кафкианский ужас.
С самого начала всё походило на странный процесс, на поиск того самого проклятого "замка". Три странника, словно три тёмных Волхва, пришли к пустому хлеву, к зеркально и темно отразившейся в мире истории смерти и воскресения бога.
Чем больше человек борется со злом, тем оно сильнее, словно бы оно писается злом, обращённым на него. Словно бы человек, в своём любопытстве, в вечном чревоугодии разума, жадном до всякой плотской и зримой истины факта, истины Фомы, заглянул в ницшеанскую, древнюю бездну, и понял, трагически понял, что и бездна всё это время ждала и смотрела на него, в него, и, в конце концов, в нём отразилась.
Что же впустил в себя Хома Брут? Может, его смерть и его взгляд на зло и запретное знание ( ибо духовно, Хома умер раньше смерти тела), были актом жертвенности, и с его смертью, зло, если не умерло, то заснуло, опустило веки, и где-то в заросшей природой церкви ли, Замке ли, в колыбели, лодке гроба, спит пленённая, тёмная, но прекрасная душа мира?
Кто набредёт на неё? Какой новый Орфей ли, Персей ли, расколдует, поцелует её, не посмев на неё взглянуть, оглянуться на душу свою?
картинка laonov
Уолтер Крейн - Леди Шалотт.

Комментарии


Чем-то зачаровала меня эта Дьюлако-Далиева иллюстрация Михаила Микешина к "Вию" Гоголя, с той самой сценой езды ведьмы на Хоме Бруте.
картинка laonov


Ну ты даешь! Сам Гоголь был бы удивлен, прочитав эту твою историю :) Мне очень даже есть что по ней сказать, с чем-то я согласна, с чем-то - нет. Потом подробнее тебе об этом напишу.

Работа вышла странная, но эмоциональная, эротичная и информативная:)


Мне очень даже есть что по ней сказать, с чем-то я согласна, с чем-то - нет. Потом подробнее тебе об этом напишу.

1 - жду. 2- Оль, ты вроде бы должна уже знать, что и я не всегда согласен с тем, что пишу. Мне важно текст произведения, иной образ и мысль, словно сапфир, провернуть на весу, на свету, чтобы он заиграл новыми гранями, новым светом.
Вот что мне интересно и важно. Надеюсь, и тебе было интересно)


Однажды это должно было произойти.
И ЭТО произошло.
Вы увидели то, что не каждому дано и не каждому удалось увидеть и прочувствовать. Полет души Гоголя. И вы поняли это, не поверив, а поверив, содрогнулись и окончательно поняли, все то многое, которое увидеть иным невозможно. Это бывает редко, мистически редко, но бывает. И этот ваш диалог совсем не прост и мне кажется, что между вами множество. Это множество хочет быть там же, понимать и чувствовать в той же степени хрупкость, надломленность и уверенность одновременно. Так не бывает, но бывает.

« почему панночка так любила вполне двусмысленно ездить на мужчинах по роскоши ночи, словно бы унося душу мужчины в иные, сказочные миры, населённые русалками, гномами, лешими, всей той инфернальной, отверженной красотой, которой не нашлось места в христианском мире, раю?»

Почему именно панночка, это могла быть и русалка с фарфоровыми персями, и просто баба – потому что душа Гоголя, ждущая и не понимающая любви, обычной плотской любви бьется и преодолевает всяческие метаморфозы. И преодолевает ли?
И вы находите вполне очевидный ответ гоголевских мечтаний, метаний, смеха сквозь слезы и разрушение страха. Гоголь нашел свое второе «Я» и нырнул туда и успокоился, он опустился ниже положенного душе уровня и там раздвоился. Он был уже выше, чуть выше, и чуть ниже положенного уровня, он видел так глубоко со своего высока, и не понимал, вернется ли, когда другие не могли этого понять и увидеть.

Насколько я знаю, Гоголь, так до конца жизни и не познал женщины в физическом плане. И вот это тёмное томление Эроса в нём, находило мучительный выход в его творческих снах, чем-то схожих с искушениями чертями и колдуньями аскетов древности, в самых невозможных и сладострастных образах, заканчивающихся поллюцией во сне (словно они занимались любовью с ночью. Ведьмой-ночью!),

Душа ушла выше положенное уровня, на минуту, на секунду, ей дано было право взлететь, увидать и с трудом опуститься обратно, но после увиденного, уже не хотелось обратно. Все равно. Уже все равно. Все едино. Он понял, что у него никогда не будет мистерии любви.

Если сон разума рождает чудовищ, то что рождает безумие?


Главное, не верить в зло, в истину, больше чем в себя, в себя, больше чем в мир, в мир и бога... Боже! как страшно верить человеку на этой безумной земле, словно бы очертившей вокруг себя меловой лунный круг орбиты, защищаясь от звёздного ужаса и ада!


А помните Хромого Беса Луиса Велеса Де Гевара, отмеченного десницей господа и копытами всех дьяволов. Но он всегда был впереди – ведь по дороге в ад здоровый и хромой, как ветер ,мчат. И с помощью дьявольских чар хромой бес приподнял крыши зданий, точно корку пирога , где в недрах этого вселенского ковчега кишит столько недоделанной разной нечисти, что Ноев ковчег против него жалок и убог.
И знаете, кто в придворных дамах у Фортуны – первая - Глупость, за нею Ветреность, дальше – Лесть, за нею – Красота, за нею – Зависть, потом – Спесь, за нею – Скупость, а верхом на минотаврах- Лихва, Подделка, Сплетня, Ссора, Гордыня, Хитрость, Похвальба. А носильщики у Фортуны Пифагор, Диоген, Аристотель, Платон и другие философы для перемены. И только одна - вдалеке Надежда.
Так вот - Гоголь сломил нашу Гордыню, а , может быть , и Глупость, Спесь -нет, наверное, нет… У него еще было столько незаконченных дел…
Философ Хома не боится ничего на свете, даже чертей и ведьм, когда у него люлька в зубах и рюмка в руках.
Саша, история ваша очень хороша, но я все же пугаюсь.
А Гоголь , он доволен, что его намеки до сих пор, как семь пятниц на неделе, им нельзя верить…
Браво!


Нина, спасибо вам за лестную оценку истории и особенно за такой развёрнутый комментарий, дающий пищу для размышлений.

Почему именно панночка, это могла быть и русалка с фарфоровыми персями, и просто баба – потому что душа Гоголя, ждущая и не понимающая любви, обычной плотской любви бьется и преодолевает всяческие метаморфозы. И преодолевает ли?

Замечательно подмечено! Именно "не понимающая плотской любви". Душа - желает любить так, как любит тело. Это трагедия Гоголя. Трагедия многих.

Философ Хома не боится ничего на свете, даже чертей и ведьм, когда у него люлька в зубах и рюмка в руках.

Тут вы тоже хорошо подметили. "зелёный змий" вообще играет особую роль в повести. Когда он им искушается, то познаёт много, видит много, и ничего не боится.

p.s. Нина, так не совсем честно оставлять комментарий, который лучше самой истории)


Глупости!!! Именно от такой волнующей истории начинают крутиться мозги, растут и множатся всякого рода ассоциации. Мы в своих комментариях - это тень без тени.