Больше историй

27 апреля 2017 г. 11:41

236

Предостережения от Лермонтова и Гумилева.

В этой истории речь пойдет о двух замечательных стихотворениях. Одно было написано Лермонтовым в 1839 году, другое Гумилевым в 1907, но оба они представляют собой, своего рода, наставления и предупреждения от великих поэтов молодым людям, только вступающим на творческий путь.

И Лермонтов, и Гумилев предупреждают юных творцов о том, что на пути творчества я не стоит искать счастья и удовлетворения, путь этот тернист, страшен, безрадостен и приводит к опустошению.

Лермонтов в стихотворении «Не верь себе» пытается убедить молодого поэта бояться вдохновения, как язвы, не верить наивным мечтам о славе и творческой самореализации, все это – «Лишь бред души твоей больной». Безусловно, эти предупреждения – попытка защитить начинающего творца от людского невежества, неспособности людей понять мысль истинного гения, воспринять душевные откровения без пошлости и насмешек ( ведь с такими вещами сталкивается каждый поэт).

В стихотворении «Волшебная скрипка» Гумилев тоже предупреждает (но уже не поэта, а юного скрипача). Смысл остается тем же - страшись вдохновения, не ищи счастья на творческом пути, беги от судьбы скрипача, как от огня, а не то погибнешь страшной смертью.

Два разных поэта, два разных века, но сколь схожее восприятие тягот жизненного пути подлинно одаренного человека (настоящего творца), обреченного на непонимание и жизнь в тяжких испытаниях под взглядами бездумной и бессердечной публики.

Какой вывод можно сделать из этих двух стихотворений? Неужели и творчество не является спасением для людей в этом мире, неужели и оно - лишь очередная ловушка и мучение. Неужели и искусство дано нам не во спасение, а в качестве очередного наказания? Неужели и оно (как и все хорошее и красивое, что есть на этом свете) - лишь иллюзия?

«Не верь себе» М.Ю. Лермонтов.

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы бойся вдохновенья…
Оно — тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
— То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
Случится ли тебе в заветный, чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный, —
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.
Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной,
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.
Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что́ нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заучённым,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным…


«Волшебная скрипка» Николай Гумилев.

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой; под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!



картинка Beatrice_Belial

Арнольд Бёклин "Автопортрет со смертью, играющей на скрипке", 1872.

Комментарии


"Страшись вдохновенья"?..
Какой смысл вложен в эту фразу?


Такой же, как и во фразу

Как язвы бойся вдохновенья

))


Чего-то я видимо не понимаю значит)
Ты привела подобное, но что стоит за этим?: Не твори? Не помри, заработавшись? Бойся отголоска созданного тобою творения? И т.п...........
Какой смысл вложен в эти слова?


Не то чтобы такие вопросы подразумевались этой историей. Скорее, она побуждает задуматься о положительных и отрицательных аспектах творчества как такового. Понимаешь, принято считать, что творчество и искусство в целом- это те вещи, которые способны вытащить человека из любого жизненного тупика, дать смысл существования и желание жить. Но эти два стихотворения показывают нам, что у творчества есть и иная стороны. Вот и все:)

Комментарий удалён.

Ну нет, в данном случае такие сравнения неуместны. Жизнь у каждого тяжела на свой лад и психологические и духовные терзания, переживаемые поэтами гораздо острее, чем рабочими мужиками (которые о таких вещах вообще не парятся) ничуть не менее тяжелы и весомы, чем проблемы тех самых рабочих мужиков. Муки творчества- тяжелая и страшная тема, некоторые люди (которым повезло или не повезло родиться одаренными писателями или художниками) теряли разум или жизнь из-за таких мук. Меня Лермонтов и Гумилев вполне убеждают.


Уж насколько мне помню, запало в душу "Волшебная скрипка", приведенное тобой стихотворение Лермонтова будет еще поглубже, и, мне кажется, оно немного о другом. О том, что всякий человек носит в душе своей муку, но только поэт может попытаться ее выразить, как предполагает Лермонтов - неудачно. Но, по-моему, тут другая проблема. В жизни человек склонен скрывать свои муки, а поэт выносит их вовне. И в этом есть какая-то нарочитость, неловкость для "нормального" человека, и даже, я бы сказал, чем сильнее поэт, тем глубже неловкость, потому что тем ярче видны эти муки, которые надо бы скрывать. Но таково назначение поэта, он не может по-другому.

Но вообще тут еще думать и думать, очень заковыристое стихотворение, Спасибо, что вынесла его на обсуждение.


Знаешь, у меня тоже была такая мысль по поводу стихотворения Лермонтова. Я думаю, что ты прав и такой смысл также тут присутствует. Это сложная тема- показывать ли муки, которые бы стоило скрывать. Но поэт действительно не может по-другому и в этом то, быть может, и кроется суть негативной стороны творчества, поднимаемая в данной истории.


Какое интересное сопоставление двух стихов)
Интересно, как эти думы Лермонтова отразились в творчестве поэтов Серебряного века, у наших, русских, если не проклятых поэтов, то поэтов со своими прОклятыми вопросами. Особенно мучительно -жарко Лермонтов отразился в творчестве Гумилёва и Есенина.

Неужели и творчество не является спасением для людей в этом мире, неужели и оно - лишь очередная ловушка и мучение. Неужели и искусство дано нам не во спасение, а в качестве очередного наказания? Неужели и оно (как и все хорошее и красивое, что есть на этом свете) - лишь иллюзия?

Оль, а ты чуток смешала искусство и творчество. Поэт может в муках, словно рудокоп, выстрадать и достать из бездны и хаоса души, обжигая судьбу и сердце, золото чистого чувства, истины, которым люди будут жить тихо и светло. Но сам он может уже и не увидеть, не ощутить в своих опалённых ладонях этого чувства. Мир искусства может встретить нас некой Калипсо, а может и нечто иным, иллюзорным. Смотря с чем к нему придёшь. В искусстве явлен ад и рай. А вот в творчестве... в нём боятся если не бог и дьявол ( по Достоевскому), но ад и рай, мучительно переплетаясь.
Почему бояться вдохновения? Тут вообще некая попытка со стороны Лермонтова мыслить от обратного, маленький бунт против вдохновения. Нечто похожее было у Пушкина в "дар случайный". Ведь знал, что не такой уж и случайный. Но есть моменты..
Просто любовь, подлинная, вдохновение, всякое сильное чувство, иногда больше чем человек, и потому , словно стихия, мыслят уже человеком, а не он ими. Они влекут его за собой, сметая на пути все преграды, будь то счастье, уют... жизнь. Что-то в душе хочет, жаждет слиться , воссоединиться с подобным в жизни, на её границе с чем-то иным.
Момент вдохновения вообще похож на странный спиритизм - чёрт знает кого ты вызовешь из ада ли, рая ли души.)


Опять ты оставляешь комментарий, заслуживающий того, чтобы быть оформленным в полноценную, отдельную историю:) И притом такую красивую и изящную, с глубоким смыслом. Очень рада, что мои работы дополняются такими замечательными комментариями. Спасибо:)


Всегда приятно комментировать твои работы. Что касается твоих слов об отдельной истории... не хочется создавать бледные тени твоих историй. Да мысли у меня опять вышли вовсе не замечательные а какие-то сумбурные, скомканные.