Больше историй

22 марта 2017 г. 10:21

455

Платон, гифки и смысл жизни

1. Просмотр гифки в течение минуты лишает жизнь смысла на целый час.

2. Чтение Платона в течение часа придает смысл жизни на целый день.

3. Те, кто утверждает, что в жизни нет смысла, смотрят слишком много гифок и читают слишком мало Платона:)

Комментарии


Третий пункт особенно хорош, буду использовать в спорах с людьми, которые говорит, что смысла в жизни нет и все есть беспросветный и бессмысленный хаос:)) Кстати, несколько лет назад я и сама так думала, но потом переосмыслила некоторые вещи.


Жизнь есть беспросветный, но временами осмысленный хаос:)


А что для тебя философия - способ поиска смысла жизни, инструмент для "примирения" с жизнью, инструмент для самопознания или для познания мира и людей, все вместе или что-то совсем другое? Я была знакома с людьми, для которых философия была очень практичной штукой с помощью которой они весьма эффективно решали некоторые свои проблемы ( в том числе и психологические). Ты же наверняка давно выработал какую-то уникальную свою жизненную философию, которая является как результатом твоего индивидуального осмысления жизни, так и частично заимствована (или основана) на трудах твоих любимых философов. Или нет?


Для меня в этом смысле все просто: философия и есть жизнь. Она не может быть практической штукой, с помощью которой решаются какие-то практические проблемы, потому что в этом случае философия используется как инструмент, как молоток какой-то. Зато (для меня) философия решает проблему жизни в целом, потому что, повторюсь, в момент причастности к философии я только и живу. Философ - этот тот, кто рассуждая - живет.

Рассуждение полезно вовсе не тем, что оно помогает решить какую-то проблему, которая находилась бы вне рамок самого рассуждения. Рассуждение решает проблему посредством самого рассуждения - только так. А тот, кто этого не понимает (а это понимают очень плохо), те и пытаются как-то приспособить философию к жизни, превратить ее в молоток, которым надо забить какой-то практический гвоздь... Но это не более чем житейская мудрость, которая тоже полезна в своем роде, но которая может быть и прямо враждебна философии.

При этом связь философии с жизнью, конечно, сохраняется, поскольку материал для рассуждения берется из жизни. Если рассуждать просто "из головы", то и рассуждать будет не о чем. Но решение проблемы - это ответ, полученный из рассуждения, а не дальнейшее действие, которое вытекает из полученного ответа. Рассуждение, повторюсь, это и есть действие. С философской точки зрения.

Вот таким будет мой ответ:)


в момент причастности к философии я только и живу.

Ого, я знала, что у тебя серьезное отношение к вопросу, но даже не думала, что настолько:) В таком случае, могу сказать, что очень жаль, что ты не так часто пишешь на сайт рецензии на серьезные философские труды. Именно такие развернутые рецензии, было бы интересно их обсудить:)


Я тоже так думал, но получается не совсем так. Потому что, например, если писать о Декарте, о Я мыслю, следовательно существую, то невозможно ограничиться изложением философии Декарта, или даже ее обсуждением, но возникает настоятельная потребность разрушить затрагиваемый вопрос, а это уже требует работы, выходящей за рамки рецензии... Но материал для рецензии, по хорошему, все равно остается, но я не всегда к нему возвращаюсь, что, конечно, неправильно. Рецензии же "в чистом виде" (хотя в чистом виде у меня все равно редко получается) удобнее писать именно на художественную литературу (плюс всегда возникают сопутствующие истории). Так складывается практика. Плюс, опять-таки, художественная литература дает массу возможностей для развития философской проблематики и еще больше - для философских иллюстраций. Литература в чем-то даже крепче связана с жизнью, чем философия, она к ней непосредственно ближе.


Могу дать совет, я иногда делаю так -пишу длинную статью на какую-то книгу, в которой разбираю все интересующие меня вопросы , а потом сильно сокращаю ее и такой краткий вариант выкладываю на сайт.


Совет принят:)


Хорошо написано) кратко и по делу!)


Как в гифке:)


:) тебе наверное виднее, как в гифке))


Не смотрю гифки, не читаю Платона.
Умру точно в свой срок.


А как в плане смысла? :)


У каждого смысл свой, причём, лет за 10 он может кардинально измениться. И даже обычно меняется, так что о настоящем, конечном, смысле можно говорить только за десяток лет до кончины. Мне, думаю, можно :)


У каждого свой - верно, хотя если смысл настоящий, меняться ему трудно:) А говорить о смысле можно, правда, не многие хотят, почему-то. Как-то чуть ли не само собой разумеется, что либо смысла нет, либо нет смысла его искать, либо еще что-нибудь в таком роде...


Думаю, есть смысл искать смысл.
А стоит ли найденное того, чтобы об этом рассказывать -- это другой вопрос :)


Время искать смысл, время говорить о смысле и время о нем помалкивать.


Хочется поискать эту фразу у Екклесиаста :)
Что касается меня, я никогда не пропагандировал свои находки на этом пути. Тем более, что Сенека ещё когда сказал примерно то, что я думаю сегодня :)


Не пропагандируете? А как же: "И это самая главная идея моей жизни. Я часто говорю эти слова людям":) Вообще же я очень ценю "Нравственные письма к Луцилию", а вот "О скоротечности жизни", увы, до сих пор не прочел. Как прочту, вернусь к вашей рецензии. А сейчас иду хоть и не посуду мыть, но суп варить:)


Это не про смысл жизни, а про ресурсы, да и вообще про Сенеку :)
Моих советов о том, как жить и к чему стремиться, вы нигде не найдёте. Думаю, все умеют жить не хуже меня :)