Александр Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — история Beatrice_Belial

14 марта 2017 г., 12:53

Почему Александр Сергеевич назвал свой вариант известной истории именно сказкой о мертвой Царевне? И почему именно эта сказка заинтересовала его? В чем причина того, что царевна не погибает от отравленного яблока, чем объясняются ее необыкновенная красота и обаяние и кем в действительности является эта героиня?

Необыкновенно популярная сказка о красавице с белоснежной кожей, алыми губами и черными (как крыло ворона) волосами известна очень давно. История Белоснежки – одна из тех сказок, которые являются бессмертным достоянием мировой культуры и находят свои интерпретации у самых разных народов. Образ этой героини является одним из самых узнаваемых образов сказочных принцесс и по сей день он находит свое отражение в живописи, кино, литературе и музыке. Архетипы, показанные в сказке, имеют широкое применение в психологии. Так, Юнг писал о мачехе как об архетипе «тени», а сама Белоснежка чаще всего попадает под архетип «классической возлюбленной» (доброй, красивой и благожелательной). Но немногие читатели за пеленой образа из популярной культуры способны рассмотреть истинное содержание этой сказки. А вот Александр Сергеевич, очевидно, хорошо понимал, о ком он пишет.

картинка Beatrice_Belial

Главная героиня.

На первый взгляд, может показаться, что мачеха является гораздо более сильным и интересным для читателя персонажем этой истории. Злая, коварная колдунья, обладающая неким магическим атрибутом – волшебным зеркалом, которое способно говорить только правду и приносить своей обладательнице невиданную власть. Но при более пристальном рассмотрении, становится ясно, что как раз таки Белоснежка наиболее любопытна в этой истории, именно она то и имеет максимальную власть, а мачеха со всем ее коварством становится едва ли не банальным приложением в виде типичной злодейки к образу прекрасной главной героини. У Пушкина, кстати, этот аспект выражен максимально сильно. Несмотря на все свои усилия и могущество, в финале мачеха просто умирает от тоски, без всяких финальных сражений и проклятий. Так, словно бы этот персонаж, выполнивший свою функцию, признается абсолютно бесполезным.

Об истоках.

В 1833 году Александр Сергеевич пишет свою сказку в стихах, посвященную Царевне с белоснежной кожей, которую от зависти хотела замучить ее мачеха. При этом, любопытно, что из всех известных сказочных сюжетов, (описанных в том числе и братьями Гримм) Пушкин для своей сказки выбрал именно историю Белоснежки. Кроме того, свое произведение Александр Сергеевич называет сказкой именно о мертвой Царевне и вообще вносит в сюжет несколько многозначительных изменений. О том, почему это важно и как на самом деле следует воспринимать главную героиню этой сказки, я рассказываю далее.

Братья Гримм написали «Белоснежку» в 1812 году, ее сюжет всем хорошо известен и основан на сказаниях многих стран мира, которые отличаются друг от друга самыми разными деталями, но важнейшей особенностью всегда остается облик Белоснежки: кожа, белая как снег, губы- алые, как кровь и черные волосы. Помимо этого, в большинстве интерпретаций фигурируют числа 3 и 7.Так, например, 3 капли крови, упавшие на снег, когда мать Белоснежки была беременна и 7 гномов (богатырей, царевичей, спутников, просто мужчин) окружавших Белоснежку в разных интерпретациях.

Основными изменениями, которые внес Пушкин стали: детали, касательно прислужников злой королевы (у Александра Сергеевича роль охотника играет Чернавка); придание большей значимости прекрасному принцу (королевичу Елисею); замена гномов на богатырей и способ разрушения злых чар Царевичем. При этом, отношение богатырей к Царевне у Пушкина лишено той почти абсолютной асексуальности, которая свойственна отношению сказочных гномов к Белоснежке. В варианте Александра Сергеевича богатыри приходят к Царевне и просят ее выбрать одного из них себе в мужья. Но девушка рассказывает о том, что уже является невестой. Помимо этого, сюжет сказки не несет в себе более никаких эротических подтекстов, все предельно сдержано (что вообще-то не характерно для Пушкина). От себя добавлю, что я нахожу замену гномов на богатырей весьма правильной и милой затеей, которая немало играет в пользу пушкинского варианта, когда я сравниваю его с европейскими интерпретациями этой сказки. Кстати сказать, европейское видение всегда более мрачное и зловещее, что тоже сделано неспроста. Из важных совпадений с вариантом братьев Гримм у Пушкина присутствуют необыкновенная красота девушки (с обязательным атрибутом - кожей бледной, как снег), волшебное зеркало, отравленное яблоко и хрустальный гроб.
Позже мы рассмотрим все это подробнее, а пока обратим наш взор непосредственно на Белоснежку.

Мертвая Царевна.

Почему Пушкин пишет о своей героине именно как о мертвой Царевне? Причина вовсе не в том, что девушка впадает в волшебный сон, откусив от отравленного яблочка, и как бы умирает. Причина в ней самой.

Белая, как снег кожа - это очень бледная кожа, которая издревле практически у всех народов символизирует саму смерть. Говорят: «Бледна, как смерть», «Смерть бледная с косой», что понятно, поскольку именно мертвецам свойственна особая бледность.

Следующий важный атрибут внешности девушки - губы, алые как кровь. В классических вариантах сказки, мать Белоснежки во время беременности уколола палец розой, на снег упали три алые капли крови и контраст белого с красным был так прекрасен, что это отразилось на внешности будущей принцессы. Кровь во всех культурах имеет очень мощный символизм. Так, пролитая кровь - это символ жертвоприношения с древних времен у практически любого народа. Выпить чьей-то крови - значит, отнять его жизнь, забрать жизненные силы этого человека или животного. Кровь неразрывно связана со смертью, так как проливается во время сражений, вследствие получения ранений. Таким образом, пролитая матерью Белоснежки кровь (причем именно 3 капли) символизируют принесенную жертву ради рождения прекрасной дочери, которая была «На свете всех милее». Вспомним, что зеркало вещало именно о том, что красоте Белоснежки не было равных на всем свете, что и побудило ревнивую мачеху погубить свою падчерицу. Упомяну и то, что родная мать Белоснежки (и в варианте братьев Гримм, и у Пушкина) умирает практически сразу после рождения дочери, а вскоре ее муж вступает в новый брак (так мачеха и входит в сюжет сказки). Смерть родной матери Белоснежки также выглядит весьма символической и жертвенной.

Ну и заключительный атрибут внешности прекрасной принцессы - волосы, черные, как крыло ворона или как черное дерево. Наиболее распространенный символизм черного цвета - это смерть. Также его чаще всего связывают с потусторонним миром, миром мертвым, демонами и вообще нечистой силой. Ворон - птица, имеющая огромное символическое значение, также чаще всего означает смерть, проводника в мир мертвых или демона, принявшего такое обличие. При этом, в большинстве вариантов сказки ничего не сообщается, например, о цвете глаз девушки. Значение имеют только три контрастных цвета: белый - символизирующий смерть, красный - символизирующий кровь и жертвоприношение, и черный- символизирующий принадлежность к темным силам или к потустороннему миру. Теперь становится понятно, почему Пушкин назвал свою Царевну именно мертвой. Эта девушка в прямом смысле не из нашего мира, кем она является - хороший вопрос. Но одно ясно точно – эта героиня обладает многими способностями.

Кстати, о способностях. Белоснежка всех очаровывает и буквально обезоруживает. Что охотник у братьев Гримм, что Чернавка у Пушкина жалеют Белоснежку, у них рука не поднимается убить прекрасную принцессу. И гномы, и богатыри мгновенно принимают девушку к себе в дом, обращаются с нею с огромным уважением и почитанием. Не действует ее обаяние только на мачеху, которая сама является могущественной колудньей. При этом, любопытнейший аспект образа Белоснежки - ее доброта и наивность, которые кажутся какими-то чрезмерными, идеализированными. Кроме того, девушка принимает отравленное яблоко, которое является символом соблазна и искушения, и которое (по идее) должно было убить ее, но лишь засыпает. Т.е. не умирает полностью, а переносится в это важнейшее состояние некоего летаргического сна, который имеет культовое значение во многих мифах и сказках. Тут вспомним и «Спящую красавицу», и Людмилу из известной поэмы Пушкина.

Не могу не упомянуть в связи с описываемым внешним обликом Белоснежки (пушкинской мертвой Царевны) и знаменитых красавиц Гоголя. В рецензии на «Майскую ночь» я уже писала о важных особенностях внешности Ганны и Утопленницы. В других произведениях Николая Васильевича именно этот внешний типаж также имел огромное значение и ясно, что неспроста (учитывая уникальные особенности сочинений Гоголя и его чрезвычайную склонность к мистике). Вот что пишут исследователи по этому поводу:

В описании мёртвой красавицы—ведьмы – те самые атрибуты гоголевских красавиц, те же ресницы—стрелы, уста—рубины, снежная белизна чела. Но это мёртвая красота, лежащая как живая. «Такая страшная, сверкающая красота!»

В портрете мёртвой ведьмы усилены до страшного портретные свойства гоголевских красавиц. Её причастность страшному миру, видимо, – двойственная причастность: она активная сила этого мира, но, похоже, она и жертва его.

Далее зеркало. С древнейших времен этот предмет люди связывают с колдовством и потусторонним миром. Считается, что когда обычный человек смотрит в зеркало, он видит там лишь свое отражение, но когда в зеркало смотрит маг, колдун или пророк- он видит там иной мир. Именно таким способом Злая королева из сказки использует этот магический атрибут, с его помощью она стремится узнать правду, как земную (кто на свете всех милее), так и загробную (очевидно, что она использовала зеркало для колдовства). Еще любопытнее, что зеркало, основным вопросом к которому всегда был вопрос о красоте его обладательницы (заметим, что красота тут именно символ власти), вдруг отрешается от старой своей владелицы и нарекает самой прекрасной новую – Белоснежку. Зеркало само по себе – мощнейший магический атрибут, а говорящее зеркало - это уже нечто почти имеющее собственную волю, это портал для общения с духами и в некоторых вариациях сказки оно рассматривалось даже как дверь в потусторонний мир. Сам факт того, что зеркало самостоятельно выбирает себе владелиц неоспорим, и любопытно то, что новой владелицей признается именно Белоснежка. Быть может, Злая королева решила погубить падчерицу вовсе не из зависти, а потому что не хотела отдавать ей власть (т.е. зеркало).

картинка Beatrice_Belial

Ну и наконец - хрустальный гроб. Основная особенность хрустального гроба (помимо того, что он очень дорогой и ценный)- это прозрачность. Гроб как бы ненастоящий, он словно бы соткан из воздуха и не заключает в себе мертвую Царевну полностью, потому что в действительности она и не умерла. Кроме того, хрусталь является магическим кристаллом, что придает еще более любопытный символизм тому, почему Царевну решили похоронить именно в таком гробу.

И тут мы видим любопытнейший парадокс касательно Белоснежки (который, что любопытно, отмечают и исследователи касательно красавиц Гоголя) - ее внешний облик, символизирующий темные силы и смерть, и ее ненастоящая «фиктивная» смерть, которую разрушает в разных вариантах то поцелуй принца, то разрушение хрустального гроба и т.п. Белоснежка не может умереть, потому что она изначально не принадлежит к миру живых, она - совсем иное создание.

картинка Beatrice_Belial

В заключении отмечу, что сказка о Белоснежке в принципе является рекордсменом по количеству присутствующих в ней важных магических и имеющих мощный символизм предметов (волшебное зеркало, хрусталь, гроб, яблоко и др). Так что, интерпретировать их значение можно долго и с огромным интересом, но всегда неизменным остается то, что все они связаны со смертью, символическим (магическим) сном, перерождением и овеяны атмосферой тайны и красоты, принадлежащей явно не этому миру.

Теперь нам становится понятно, почему Пушкина, который всю жизнь интересовался всем тайным, потусторонним и магическим (от масонства до алхимии) привлекла именно эта сказка, которую он приобщил посредством своего сочинения к русской культуре.

На размещенных выше фотографиях мы видим Белоснежку, а закончить эту статью я хочу изображением Царевны Пушкина. Прелестная красавица: )

картинка Beatrice_Belial

История произошла: 14 марта 2017 г.

Комментарии

все комментарии

Наша красавица на последней картинке даёт 100 очков фору всем предыдущим, которые были бы более уместны в журналах типа Playboy :)))

Ну вот так этот образ воспринимают "у них"))) Мне наша красавица тоже нравится куда больше:)

Там красавица, тут тоже красавица, но Марфуша.

Интересно написала, Оль)
Не увидела только разницы на фотках между верхними девушками и нижней, кроме костюма))) чем она превосходит верхних?)))

кстати да... одна раскраска... ))

Да) размалёванность, а красота где?)) на мой взгляд, всё же не соотносится столь вызывающий макияж с русской красотой и костюмом) да и вообще макияж)

Именно. умой и "красоты" не останется.)) Считаю также.)

Я за естественную красоту) тем более девочка молоденькая и без краски хороша) макияжем задавили и обезличили... Кстати, частенько встречаются представительницы прекрасного пола, которые без макияжа во сто крат привлекательнее, чем когда на них краска)

Того же мнения... Знаешь, смотрю на девочек 15-20 лет... они все милы и хороши... молодость - прекрасна и реально, наносить тонну косметики - только портить... все на один манер... жаль, не объяснишь некоторым... с губами вообще у некоторых... нафигааааа

с губами вообще у некоторых... нафигааааа

Как у рыбки из мульта, которая пела "оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королём")))

ага)) только у тех кто делает - еще хуже... тут заметно - естественное происхождение... у них же)) куриная жопка - я так их называю.))
недавно смотрела по ТВ Кудрявцеву... вообще... мало того что торчат, будто их доэтого во что-то засосало... так еще как-то криво... будто корчит рожицу...

Не завидуй))))) зависть - плохое чувство)))))

ахахаха хорошо - не буду.)))

Я вас поздравляю: ваш рассказ в рассылке как лучший в марте :)

Спасибо, сама недавно увидела, что столько плюсов :) Рада, если лайфлибовцам было интересно прочесть .

Заинтриговали и... оставили больше вопросов, чем ответов.)
Кто же всё-таки она была, эта царевна? Что ей было нужно в нашем мире? И в частности, от королевича, который её пробудил? И если мачеха - только служебный персонаж, откуда у неё взялись власть и магические артефакты, причём очень мощные? почему они принадлежали ей? Кто были эти 7 богатырей, каковы их роль и происхождение?
Вы указали на очень интересные детали, с удовольствием прочла бы полноценное исследование на эту тему.

Спасибо за вашу оценку :) Дело в том, что я сама еще не нашла всех ответов, в том числе на главный вопрос- кем же была Царевна. Ответы ищу, как только соберу информацию, напишу продолжение.

Добавить комментарий

Нэнси Холдер «Багровый пик»
-Это бабочка?
-Нет, но скоро ею станет. Они умирают. Теплый солнечный свет оставил их, им не выжить.
-Как грустно.
- Нет, ты не права. Это природа - дикий…
Beatrice_Belial
livelib.ru
Пушкин А. «Руслан и Людмила»
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
В чем выражается чувственная сторона…
Beatrice_Belial
livelib.ru
Александр Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Давным-давно, когда я ещё не знала о кочующих сюжетах, о плагиате и интертексте, не знала о Белоснежке, Авроре и прочих красотках "Сказка о мёртвой…
VdyhajKrasotu
livelib.ru

Больше историй

• Все истории Beatrice_Belial
• Все истории о книге «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»