Больше историй

21 февраля 2017 г. 17:18

720

По определённым причинам, перечитывание "Дара" даётся мне не то чтобы сложно, но оставляет после себя смешанное чувство печали и эстетического счастья.
Набоков, в прозрачно-матовой тональности "Путешествия в Арзрум" Пушкина, описывает путешествие отца главного героя по лучезарным странам, который вспоминает о том, как он, ему, мальчику, рассказывал, как однажды вошёл в основание радуги, задышал цветным, райским воздухом, сделал шаг в сторону, и утратил рай, вышел из рая.
Вот таким основанием радуги, для меня стало творчество Набокова, с его эдемическим ощущением детства, печальным воспоминанием героя "Дара" об отце, уехавшем в экспедицию, когда он был ещё мальчиком, и пропавшем где-то в суматохе революции.
У меня отец тоже путешествовал по солнечным странам, и радугой в его руках раскладывались яркие фотографии этих стран. Я погружался в эту радугу застывших мгновений, идя с ним по парку... а потом, он ступил в сторону, и вышел из рая жизни, и я в 9 лет остался без отца в темно пошатнувшемся, огромном мире, словно бы из рая жизни вышел я, а не он.
Но после него остались его книги : Пушкин, Достоевский, Гёте, Есенин, Набоков... И беря их в руки, как и герой "Дара", я словно бы путешествую вместе с отцом по Германии, "Есенинской осени", которую упоминает и Набоков в "Даре", по райской стране своего утраченного детства, и ведя разговор с героями этих книг, я чуть-чуть веду разговор и с отцом.
Иногда мне кажется, что искусство - это таинственная луна жизни, с призрачными, живыми морями и городами, луна, отражающая свет жизни во всей её сияющей, живой, бездонной перспективе культур и веков.
Да, мир искусства - это другие берега жизни и смерти.
Синяя ночь, и пульсация звёзд, порой нитевидная : сорвалась звезда, погиб какой-то мир, и мерцание светлячков под фонарём луны, по словам Набокова, похожее на какую-то азбуку Морзе с того света.
Это невесомое чувство слияния того мира и этого, ощущается в творчестве Набокова как ни у одного другого писателя. Не стал исключением и "Дар", в котором, как обычно, полно аллюзий на произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Пруста, Чехова... на самих этих писателей, о которых герой романа, говорит с каким-то поэтом, идя по вечернему парку... Стоп. Герой книги, молодой поэт, обрывает свою речь, оглядывается - никого. Он один. Он лишь воображал этот дивный разговор.
Не так ли и всем нам дан дар общаться с чувствами умерших и живых писателей в любимых книгах, чувствовать, нет, подхватывать тёмный размах чувства в чужой душе, и чувствовать, пусть и на миг, то, что чувствовали, что видели Достоевский, Набоков, Есенин, Гомер... Самые затаённые наши чувства получают живую инерцию от этих чувств сквозь мглу веков : так умирает звезда, но свет от неё живёт ещё мириады лет, и для кого-то эта звезда становится путеводной; так гроза на миг освещает сиреневые, изумрудные бездны в облаках и на земле.
Сколько небесного и земного, омытого рассветной, синей тишиной в этом романе, в котором гений Пушкина, словно звезда, ведёт и героев и самый стиль!
Набоков однажды заметил, что Зина Мерц ( мерцание!), в которую влюблён герой "Дара", символизирует русскую литературу. Не знаю всех имён в этом дон-жуаново-литературном списке Набокова ( англичанка, американка, француженка, испанка...), но знаю точно, что именно эта любовь к русской литературе, к этой почти блоковской прекрасной даме, незнакомке, пробудила в Набокове дар. Сам "Дар" стал последним русским романом Набокова. Дальше,- был дар судьбы и творчества, ибо Набоков, словно из куколки русской литературы, мотыльком выпорхнул в цветущие небеса англоязычной литературы. Но всё же, в голубых снах "куколки", душа и самый стиль, носились по неземным и райским полям.
Так что это за дар, который есть в каждом из нас : чувствовать жизнь, как величайший дар.
Прогуливаясь по асфоделевым полям искусства, как и герой "Дара", мы можем общаться с поэтами прошлых веков, видеть закаты 17 века в Испании, мотыльком вспорхнувшую куда-то в ночь улыбку прохожей из начала 20-го века.
Девушка улыбнулась незнакомому человеку, а он поймал эту улыбку, записал на листке, и положил в карман на груди.
Это наш общий дар : дар жить, любить, прощать, творить, читать и подхватывать вечность, словно лёгкий мяч сердца, переброшенный через упругую сетку перелистываемой, покачнувшейся страницы темно и сладко накренившегося дня.
Читаешь Набокова, а сердце, словно шарик на конце пишущей ручки, мягко вращается, вышёптывает что-то синее, нежное, делает заметки на полях, похожие на тёмную рябь птиц на картинах японских художников, прививая душе иммунитет чистой красоты, без политики, религии...
Может, потому в 4-й главе "Дара" о Чернышевском, мелькают бледные, прозрачные тени Приглашения на казнь и Легенды о Великом инквизиторе Достоевского : музу можно развратить политикой, слишком человеческим, и она забудет о небесах, и человек - Чернышевский, стремясь к великому, светлому для народа, в итоге приведёт его к одной из величайшей катастроф - русской революции, инквизиторским застенкам , в которых будут умирать Гумилёв и Мандельштам, воспевавший Пушкина и Фета, которых Чернышевский считал второстепенными поэтами, ибо уже утратил небо в себе, вышел из радуги внутреннего рая, и потому был обречён на ад судьбы и пошлость чувств : великое предостережение Набокова, не водить музу и красоту в содом политики, где могут надругаться даже над ангелами. "Что я наделал?!" Так могла бы называться книга Чернышевского, если бы он из "рая" увидел ад начала 20-го века.

Послесловие

Наверное, в книгах Набокова потому столько райской флоры и фауны и особенно бабочек, что бабочки - символы душ, душ писателей и их книг, которые живут в творчестве Набокова, общаясь друг с другом и с нами, мерцая аллитерациями образов и звёзд, словно те самые светлячки, напоминая нам, что мир - ещё не сотворён, он творим нами каждый миг, и это наш общий дар и ответственность за то, что мы создаём.
Искусство - это наше солнце бессонных.
Закрываю книгу, словно тихо освещённую дверь, и мысленно выхожу в вечер парка с Набоковым. Мы с ним идём, говорим о пустяках и вечном, и какое мне дело, что Набокова уже нет? Набоков, как и душа искусства - бессмертны!

Я: В.В. В "Даре", поэт, с которым вы шли по парку, это ведь был Ходасевич?

Набоков: Да, во многом, этот образ Ходасевича. Знаете, Влад однажды заметил обо мне, что я не скрываю своих приёмов, как Достоевский и другие писатели, а выставляю всё наружу. Как обычно, он высказал гениальную мысль, за которую никто не зацепился.

Я: Что вы имеете в виду?

Набоков : Никогда не замечали творческой игры, эстетической совести в природе, её аллитерации судеб, душ, её каламбуры? Есть в вечности некая бледная усталость : каждый миг испытал уже всё и был уже всем, в том числе и мы. В природе что-то хочет того, чего нет, дабы выбраться из тесной тишины о себе и мире, в котором символ пронзает символ, душа - душу, а одна истина теснит другую истину.
Однажды в детстве, к нам в дом пришёл генерал, и стал показывать мне из спичек волны; хотел показать "шторм", но нам помешали. Через много лет, во времена революции, на переправе, этот же человек, не узнав меня, попросил у меня прикурить : и снова повторились тема спичек и воды.
Такие узоры жизни очень хороши. Я просто пытаюсь их отразить, продолжить в своём творчестве, тем самым...

Я: Вы помирились с Достоевским?

Набоков: ( слегка улыбаясь). Да мы и не ссорились. Просто "там", моя душа, словно мотылёк, села на карюю кору творчества Достоевского ( величественный кедр!), и узоры прожилок на крыльях и коры - совпали. Ах! Флора и фауна "там", - просто сказка!
А какие там мотыльки! Знаете, там вообще многие мирятся : Анна и Вронский, Гумберт и Лолита, Нина Берберова и Ходасевич...

Я: Борис Зайцев заметил, что в холодном, зеркальном блеске вашего творчества, нет бога и дьявола.
В.В., есть ли бог и какая разгадка "того" мира в самом таинственном рассказе 20-го века, в вашем "Ultima Thule"?

Набоков : Если смотреть на звёзды в ультрафиолетовом спектре ( сегодня волшебные сумерки! Сумерки - какое томное, сиреневое слово!), то многие звёзды пропадут, и останутся лишь те звёзды, что рождаются и умирают.
Не понятно? И даже "Солярис" Лема не вспомнили? А Беркли?
Попробую объяснить на примере "Ultima Thule". На самом деле, разгадка этого рассказа проста : у английского поэта Льюиса Тейнора, есть любопытное стихотворение "бледный свет", навеянное известными, лунными строками Шекспира, так вот...................
Так мы шли с Набоковым по сиреневым сумеркам парка, говоря о вечном, о даре поэта творить мир и любовь из сияющей пустоты. В тёмном плеске листвы, вспархивали тёмные птицы, похожие на заметки-галочки моего отца в книге "Дар".
Звёзды над нами мерцали доверчиво и мягко, словно бы тоже участвуя в нашем разговоре.
картинка laonov

Комментарии


это так пронзительно написано, именно потому что так сдержано. спасибо, что так красиво и тоже трепетно о Набокове. "дар" для меня - самое личное

Спасибо. Да, именно сдержанности мне всегда и не хватает... а тут сам роман обязывает. Да и сама книга много для меня значит.
Если не секрет, почему "Дар" для вас самое личное?
p.s. Кстати, и вам чуть-чуть спасибо. Знаете за что? Заглянул в вашу рецензию на Дар, и... это стало той капелькой, которой уже давно не хватало, чтобы написать историю на Дар. Боязно было. Да и "личного" много было.


прочитав такой текст, мне впору загордиться, что мои пять влюбленных в текст предложений стали для него решающей капелькой! раз уж такой разговор личный складывается, снимаю шляпу перед вашим (или твоим, раз мы о личном?) слогом. когда наткнулась на рецензии - то, как они написаны прежде всего, а тем более, на какие книги - очень ярко выделяется из всего, что я тут читала. очень нравится!
а о книге - она уже настолько личное, что сложно определить, где была изначально я, а где она на меня так повлияла. прямо как здесь - диалог с другом, история переезда, тоска за каким-то далеким и родным временем (Набоков, бывает, вспоминает Крым в своем детстве, а я как раз оттуда). первая книга, в которой я начала писать на полях; первая книга, которая убедила меня, что нужно посвятить себя текстам; первая книга, которая открыла мир человека, который пишет, изнутри. когда она мне впервые в руки попала, я ее восприняла как дар набокова мне. лучший подарок.


Спасибо за тёплые слова о моей истории и рецензиях)
Пишу как могу, и если бы не писал их в спешке и в довольно странных условиях, то они бы не грешили иной сумбурностью и недосказанностью.
Рад за тебя ( раз уж мы перешли на ты - ведь перешли?)), что Дар так хорошо и прочно отозвался в твоей жизни. Когда книга вот так , всем размахом воспоминаний и чего-то ещё, неуловимого, прорастает в тебя, это очень здорово!
А что именно за "посвящение текстам"? Переводы или личное творчество?
p.s. вы будете смеяться, но ваша рецензия на Дар только что натолкнула меня на ещё одну историю на Дар) Только она пока смутно сознаётся, но основные контуры уже вижу. Так что, осторожнее с вашими рецензиями, особенно с упоминаниями флай-йоги и т.д.) Я теперь лучше понимаю летучих мышей))


Всегда можно вернуться и подкорректировать, но, по моему скромному мнению, и так чудесно. Хотя, конечно, все лучше, что честнее с собой )
Благодаря "Дару", я теперь копирайтер, редактор, переводчик и с черновиком книги на компьютере. И приходится дружить с двумя языками, английским и русским. Слишком много Набокова в моей жизни, если сильно задуматься. Я еле удерживаюсь, чтобы не упасть в мистицизм и не обращать внимания, что Вера Набокова умерла в тот же день и год, что и я, а апрель стал более моим месяцем, чем родной август, задолго до появления "Дара" в моей жизни. Но это уже, наверное, слишком))
Наоборот! Я теперь буду разбрасываться всякими мелочами, в них скрывается, оказывается, много вдохновения для прохожих)) Спасибо!


Так я иногда "возвращаюсь" и корректирую) Правда, в основном по памяти, не перечитывая, подправляю то, что "резало слух" при написании. Один раз даже вернулся через недельку, и переписал рецензию на 90 %. Было странное чувство, что плюсики поставили другой рецензии.)
Не, так "переделывать" опасно. Это дело может "засосать"
Хм... интересные у вас отношения с "Набоковым". Ничего, если что, я вас "подтолкну" в мистицизм по отношению к Набокову)
И, да, будьте в этом плане щедры на "мелочи" и эмоции в рецензиях : они могут дивно отозваться в чужой душе!)