Больше историй

21 февраля 2017 г. 14:37

465

Розанов упоминает любопытнейший аспект разговора Ивана и Алексея в трактире (того самого разговора, который предшествует главе «Великий инквизитор»). Иван начинает с того, что отказывается от своего атеизма. И это гениально, потому что начинать проповедь, цель которой - сдвинуть Алешу с его точки, отвратить от Зосимы и искусить, нужно определенно не с рассуждений об атеизме. Поэтому Иван говорит, что он верует и даже не бунтует, а не принимает одного лишь мира божьего по причине неискупленных детских страданий (тех самых детских слез). Но удивительно, каким именно образом Иван объясняет то, почему он – не атеист.

Отрывок из книги Розанова.

Относительность и условность человеческого мышления есть самая тонкая и глубокая истина, которая тысячелетия оставалась скрытою от человека, но наконец — обнаружена. Поразительным, ярким свидетельством этой относительности в самое недавнее время явилось сомнение, исчерпывается ли действительное пространство тем, которое одно знает человек, одно для него мыслимо и представимо. Возникновение так называемой неевклидовой геометрии, которая разрабатывается теперь лучшими математиками Европы и в которой параллельные линии сходятся, а сумма углов треугольника несколько меньше двух прямых, есть факт бесспорный, для всех ясный, и он не оставляет никакого сомнения в том, что действительность бытия не покрывается мыслимым в разуме. К тому, что немыслимо и однако же существует, может относиться и бытие Божие, недоказуемость которого не есть какое-либо возражение против его реальности. Исходя из этой относительности человеческого мышления, Иван отказывается судить, правы или нет утверждения религии о Том, Кто есть источник всякого бытия и определитель и законодатель всякого мышления. "Я смиренно сознаюсь, — говорит он, — что у меня нет никаких способностей разрешать такие вопросы, у меня ум эвклидовский, земной, а потому где нам решать о том, что не от мира сего. Да и тебе советую никогда об этом не думать: есть ли Он или нет.

Комментарии


Пусть не войдет сюда, не знающий неевклидовой геометрии:) Я, однако, хоть и не-математик, ясно понимаю, что неевклидова геометрия есть нечто "мыслимое в разуме" и это совсем-совсем не то, что принципиально недоказуемый Бог.


В этой истории важно не то, что есть неевклидова геометрия, а то, что Иван избрал вот такой любопытный способ объяснения своей позиции. Ведь мог бы совсем по иному себя повести, а не стал. И вот это показывает очень многое в этом герое, на мой взгляд. Он - гений, как ни крути:)


Если бы эвклидовский ум был земным, это был бы не мир, а просто мечта Платона:)


Фраза о том, что параллельные сходятся, -- это моя главная претензия к Достоевскому :)))
Он первый это написал, без сомнения понимая, о чём говорит, а все с тех пор "цитируют": параллельные пересекаются :)))

Параллельные прямые не пересекаются ни в какой геометрии, на то они и параллельные. Сходиться могут.
Надо было Фёдору Михайловичу предпослать рассказу о слезинке ребёнка краткое введение в геометрию -- четырёх-пяти страниц было бы достаточно :)))


Есть, кстати, в инете статья "Иван Карамазов как математик", вы, как раз, наверняка поймете ее лучше, чем я:)


Почитаю, благо всего 7 страниц :)
Автор Фабиан Хеффермель... профессор из Дании... специалист по Достоевскому...
Где-то я это слышал :))) Алкач?


"— Насколько я помню, у Достоевского сказано: «За кого ты себя почитаешь, фря ты эдакая, облизьяна зелёная?» У вас правильно: «грюн эпе» — обезьяна. А у него же «облизьяна». Сленг.
— Андрей, я думал, что «облизьяна» — это неправильная печать.
— Нет, это правильная печать"
:)


Интересно, при подготовке электронной копии программа распознавания текста исправила эту "опечатку"? :)))


Кстати, слово "облизьяна" следовало бы торжественно внести в эту самую программу, в ее русскоязычную версию:) Есть такое слово? Конечно, есть!


Сайт http://dic.academic.ru/ знает такое слово! Правда, только как синоним для "обезьяна", но всё же :)
Теперь я больше люблю этот словарь :)


Математика тут, разумеется, ни при чём, статья философская :)
Как говорил Фёдор Михайлович,

Шваховат я в философии (но не в любви к ней, в любви к ней силен).

Однако же статья занятная, спасибо за рекомендацию :) Подумываю даже, не написать ли о ней коротенько. Если придёт что-нибудь на ум, напишу, может быть. А может, и не напишу...
Пока что ограничусь тем, что добавлю плюсик вашему комментарию :)