Больше историй

26 января 2017 г. 00:36

322

Когда мне говорят: "Смотри - счастье"
Я смотрю туда и вижу тюрьму

(c) БГ

Сегодня выхватила фразу из городского шума, и, наконец, смогла хоть немного объяснить себе, что же мне не так в этой книге. Почему она приводит меня в такой парализующий ужас. Почему мне нечем в ней дышать, как будто сам Дом обрушивается на меня всей своей тяжестью, не давая пошевелиться, не оставляя ни единого шанса на другие ощущения, кроме бесконечной этой тяжести.
А дело, оказывается, в том, что я прочитала книгу про тюрьму. Очень хорошую книгу. Тюрьма в ней описана так, как будто это необыкновенное, и даже немного волшебное место, сидят там интереснейшие люди, а жуткие тюремные порядки и разборки поданы так, что, вроде, и остаются жуткими, но это как-то не бросается в глаза на фоне общей необычности всего происходящего. Обитатели тюрьмы почти не видели всего остального мира, и видеть его не хотят, ведь вот она, родная тюрьма, такая понятная, такая странная, но при этом такая своя. А мир большой, стрёмный, фиг знает, как с ним разбираться, и никто их, таких уникальных, там не ждёт.
И всё это великолепно написано. Очень правдоподобно, очень понятно, очень берёт за душу. Книга массово очаровывает читателей. В книгу влюбляются, в неё играют, с её героями идентифицируются. Налёт тайны аккуратно подменяет собой всякие неприятные смыслы. Про тюрьму уже никто и не думает, потому что в книге столько ведь ещё всякого, драконы, ангелы, оборотни, волшебный лес, изнанка мира, сказки, сны...
А я при этом продолжаю видеть одну только тюрьму, и не могу развидеть. Вся фентезийная составляющая кажется мне мишурой, вместо которой в реальности был бы алкоголь, или другие какие-нибудь вещества. Подростковые игры в иерархию не вызывают ничего, кроме брезгливого отторжения, а героев отчаянно хочется выволочь на свет из затхлых камер, и показать им мир, которого они так боятся. Яркий, бесконечно многообразный, добрый, злой, волшебный, всякий.
И примерно то же хочется сделать с очарованными читателями. Схватить за грудки, трясти, расколдовывать. Кричать - ну как же, как же вы не видите? Действительно не видите? Или видите, но вам нормально?
Но я, конечно, никого не выдёргиваю и не трясу, признаю за каждым право на своё мнение и любимые формы эскапизма, и даже выразить словами не могу своё отчаяние и бессилие. Я просто записываю свои впечатления от книги, и даже не уверенна, что хочу об этом поговорить.

UPD. Чем больше я думаю об этой книге, тем больше понимаю, что дело не столько в ней самой, сколько в её массовом восприятии. В конце концов, мало ли было книг, проехавшихся по мне чугуниевым катком, со всеми вытекающими последствиями? Та же Страна приливов в этом смысле ни чуть не слабее. Но что-то я не наблюдала коллективного восхищения картиной мира Джелизы-Розы, и желания в ней пожить. Страшные книги случаются, как и страшные вещи в жизни, осознаются как таковые, переживаются и дальше начинается что-нибудь другое.
Но в случае с "Домом" всё происходит совсем иначе. Вот это вот - концентрированная любовь? Вот в этом "хочется жить"? Вот такую модель мира хочется на себя примерить и поселить в голове? Серьёзно? Извините, люди, но мне с вами страшно.

Комментарии


А почему ты оформила отзыв как историю? Можно было смело в рецензии его.
С тюрьмой там вообще очень много общего: клички, избиение новичков (типа прописка), те же отношения с воспитателями больше напоминают отношения с надзирателями.
Короче, как дочитаю, смогу более предметно написать и смело обсуждать, не боясь спойлеров.


В истории потому, что всё это очень личное, и моя кочка зрения, с шансами, сильно перекошена. А истории изначально не предполагают никакой объективности, и, как мне показалось, менее заметны. А я таки не уверена, что хочу об этом поговорить со всеми подряд, и ещё менее уверена, что хочу войны под этим постом. Ты видела, что творится на первой странице под двумя отрицательными рецензиями? Можно, конечно, было закрыть это всё под друзей, но закрывать мне не хотелось. Поэтому я выбрала такой формат.


Нет, пока не смотрела, видела, что комментов много, но не читала ещё.


Согласна с Вами. Спасибо за историю!


А вам спасибо за поддержку. Я её не ожидала.


Я дочитала.
Книга мне очень понравилась.
Но я, как и ты, ни в коем случае не хотела бы жить в доме и не считаю, что это прекрасное место.

При этом я согласна не со всем, что ты написала. Например с тем, что фентезийная составляющая - это всё мишура и вместо неё могло быть что угодно. Всё-таки, она там есть всю дорогу и с этим приходится считаться. Если бы её не было - это была бы уже другая книга.

Можно провести такую параллель. Максу из фраевских историй не подходит по каким-то причинам наш мир и он валит в Ехо. С таким же успехом, можно написать, что вместо Ехо могло бы быть что угодно: наркота, ролевые игры, упоротость на чём-то или даже безумие. Но мы имеем то, что имеем, Макс не снаркоманился, не стал ролевиком, не упоролся, не обезумел. Если бы он что-то подобное совершил - это была бы уже другая книга, не "Лабиринты Ехо".

Герои "Дома" были привязаны не сколько к дому, сколько друг к другу и к изнанке, то есть к другому огромному миру. При чём в этом мире они имели неограниченные возможности.

И вот я не понимаю, чем все они для тебя несчастнее и ограниченнее сэра Макса?


Если ты именно так ставишь вопрос, тогда, возможно, дело упирается в субъективную веру. Магии Ехо верю, магии Дома - нет.
А ещё, у Макса была возможность осознанного выбора, что, на мой взгляд, очень важно. Максу было, с чем сравнивать, он знал мир, из которого уходит, он в нём пожил, посмотрел на него так и эдак, попробовал прижиться, не получилось, свалил. А новое место обитания дало ему гораздо более широкий угол обзора, и это в конце концов позволило увидеть, что и тот мир, откуда он ушел, не такое уж ужасное место, просто его изначально поставили в такие условия, что он не мог там быть счастлив.
А жители дома отвергают то, чего не знают, или знают очень плохо. Как в анекдоте про Баха, которого Рабинович напел. В этом для меня принципиальная разница.


А почему не веришь магии дома? Видишь какие-то нестыковки или просто не верится?

Макс выбрал между знакомой действительностью без чудес и незнакомым миром с чудесами. То есть, он выбрал неопределённость ради чуда. И он не слишком хорошо знал мир, куда подался, вернее, почти не знал его. Так что выбор тоже не слишком сознательный, просто на родине ему было нечего терять.

Слепой и компания выбирали между незнакомой действительностью без чудес и знакомым миром с чудесами. То есть, они выбрали чудо и определённость. Это хорошо видно в диалоге Сфинкса и Слепого, когда Сфинкс говорит, что выбирает жизнь в наружности, а Слепой напоминает, что в наружности он будет безруким калекой. То есть, уйдя в наружность, им было, что терять.


Дом для меня - острая социалка, где нестыковки аккуратно прикрыты магией, как фиговым листком. И как этот самый фиговый листок, она там не органична. То есть, работает, поддерживает конструкцию, делает всем красиво, но замени её наркотическим трипом, и ничего принципиально не изменится.
Или, ок, допустим, я принимаю эту магию как вводную по умолчанию. Но тогда это херовая магия, которая вместо того, чтобы расширять горизонты, только ещё больше сужает их и связывает посвящённых по рукам и ногам. Эта магия питается страхом, вместо того, чтобы избавлять от него. Эта магия не даёт свободы, которую в конце концов получил тот же Макс.
А дальше ты, в принципе, всё правильно пишешь, но, опять же, для меня эта разница не просто существенная, а ключевая. Сфинкс много кем может быть в наружности, и определение Слепого только одно из множества, причём изначально предназначенное для того, чтобы укусить побольнее. Все они много кем могут быть, но не все хотят даже пробовать.


Совершенно не согласна с магией-фиговым-листом, на мой взгляд, она была там очень органична. Ну ладно, это какой-то субъективный момент и доказывать что-то друг другу бессмысленно. Допустим, что да, автор написала острую социалку и неумело прикрыла всё это магией. А зачем она это зделала? Ведь остросоциальные сопли о несчастных искалеченных детках пошли бы на ура без всякой мистики.

По-моему, магия никому ничего не должна. Она либо есть, либо её нет, и чудеса могут случаться как прекрасные, так и жуткие. У Кинга, например, от чудес кровища льётся реками. Но ты ведь не говоришь, что в Дьюма-ки херовая магия.


Я бы не сказала, что "не умело". Как раз довольно качественно прикрыла, раз социалку поди разгляди ещё, через всю эту красоту. Другое дело, что однажды разглядев, трудно уже относиться к этой магии иначе, чем как к мягкой игрушке, прикрывающей кровавое пятно на обивке дивана.
Ответом на твоё "зачем", вполне может служить популярность книги и массовая реакция на неё, о которой я писала выше. Не возьмусь утверждать, что автор вот прям изначально предвидел такую мощную обратную связь, но и утверждать, что совсем не догадывался, было бы неуважением к интеллекту госпожи Петросян.
И если продолжать разговор о магии и том, что и кому она должна, я бы сперва уточнила термины.


А смысл писать острую социалку и маскировать её магией так, что хрен докопаешся до сути? Допустим, она хотела привлечь большую аудиторию. А зачем ей это? Писать она больше не собирается ни про дом, ни про что другое? Зачем тогда всё это? Это я уже не говорю о том, что книга изначально писалась в стол. Но тут ты можешь возразить, что всё это неправда и маркетинговый ход.

Я говорю о магии в широком смысле, как о чём-то сверхъестественном. Скорее даже не о магии, а о чуде, так как магия в традиционном понимании, - это скорее инструмент.


И, да, у Макса был своего рода аналог Дома, во всяком случае, место, работающее по тому же принципу. И бежал он от него матерясь и роняя тапки. Это я сейчас про Черхавлу, ака мир бликов. Потому что там тоже ценой всемогущества была свобода. То есть, та самая единственная вещь, которая лишает всемогущество смысла.


Так свободой никто не жертвовал. Дом был как бы порталом между двух миров, насколько я понимаю, равно бесконечных.


Как же не жертвовал, если из Дома нельзя уйти в другую сторону? Из Черхавлы нельзя вернуться в Ехо. Когда в одну сторону путь открыт, а с другой стена и знак запрета, это и есть несвобода, нет?


Если бы они ушли из дома, то потом тоже не смогли бы вернуться, ведь дом собирались снести.
Кстати, что ты думаешь о концовке, в смысле когда сюжет закольцовывается?
Кстати, там же Сфинкс берёт мальчика, чтобы научить его любить этот мир, по ходу, тебе это должно было понравиться.


:) Так уж совпало, что я тоже из недавно прочитавших, и из тех, кому книга очень понравилась. Но ничего не имею против вашего отзыва или истории (ох уж эти вопросы терминологии)). Даже больше - он (я имею ввиду отзыв) меня зацепил, и зацепил тем, что я со многим согласна. Пока искала арты на книгу, наткнулась на несколько косплеев, что меня сильно удивило. Нет, я однозначно не хотела бы походить ни кого из героев этой книги. И межгрупповые, как и внутригрупповые разборки меня тоже прельщают. Но мне кажется, вдохновение этой книги заключается в том, что ее герои все абсолютно разные, яркие, у каждого есть какое-то увлечение (а то и не одно), поэтому мне вот после прочтения тоже захотелось заняться чем-нибудь таким творческим - толи вспомнить детство и взяться за краски, толи за вышивку засесть.. И что касается жестокости.. Да, разборки со смертельным исходом страшны. Но ведь там есть и другая сторона - забота о неразумных, к примеру (причем это не подается как что-то такое трудное и утомительное, а как скорее как что-то естественное). Так что да, дело скорее не в книге, а в ее восприятии))


Та же Страна приливов в этом смысле ни чуть не слабее. Но что-то я не наблюдала коллективного восхищения картиной мира Джелизы-Розы, и желания в ней пожить.

Так ведь тамошний мир жуткий и местами противный, а здесь же красивостей много, философия про время, магические примочки. И опять же, написано талантливо. Всё это в совокупности смягчает впечатление, тогда как мир Страны приливов натурально шибает в нос, что понравится далеко не всем.


Написано талантливо, тут не поспоришь, но вот меня мир Дома пугает примерно в той же степени, и магические примочки ничего не смягчают. Скорее даже раздражают попытками смягчить.
А Джелизе-Розе тоже не особо жутко. У неё вон незамутнённое восприятие, детская непосредственность и здоровая психика. Чего б не восхититься? Так интересно же, ну?


Да, у меня тоже двойственное отношение к Дому. Я, правда, читала давно и сейчас немного изменила мнение, меня слегка раздражают эти красивости и философствования. Но это уже потому, что на мне нарос новый читательский опыт всякий, а тогда Дом был, конечно, необычным открытием.
Ну это мне Джелиза очень понравилась, а вот большая часть плюется,потому что "противно" и "про педофила".


Я вот ещё что забыла спросить. Я о книге до прочтения много слышала. Не о сюжете, а в общих чертах, типа есть такая книга. И, кажется, впервые услышала от тебя и ты мне её, вроде, даже советовала. Почему ты советовала её мне: знала, что понравится или просто хотела обсудить? Если знала, что понравится, то почему?


Хотелось обсудить, да. Ведь она произвела на меня очень сильное впечатление, и мне казалось, что ты могла бы посмотреть на всё это под моим углом. Я то сама получила эту рекомендацию сразу от многих людей, к чьему мнению с интересом прислушиваюсь, и это была очень положительная рекомендация. И вот я прочитала, разбила об неё голову в кровавые сопли, и стояла такая со всем этим одна в чистом поле, и сильно недоумевала, и хотела поговорить.