Больше историй

18 декабря 2016 г. 13:35

1K

Здесь мои впечатления о книге, а сейчас я расскажу, как ее по-разному восприняли мои ученики.

Повесть я взяла для обсуждения в двух девятых классах. Почему не раньше? - руки до нее не доходили, другое обсуждали. Да и, на мой взгляд, ее как раз лучше в более старшем возрасте читать, чтоб не понять плоско-буквально, а воспринять скорее как притчу, чем как реальную историю.

Итак, два класса: один естественно-научный (Г), другой - математический (В).
Так сложилось, что в первом классе учится много ребят, у которых не сложились хорошие отношения с учебой, их много тыркают, тюкают, дома у многих тоже не у всех спокойно и комфортно.
А во втором - так сказать, отобранные дети, с более выраженными способностями к обучению. Некоторые с несколько завышенной самооценкой, некоторые с ярко выраженными максималистскими взглядами на жизнь, но есть и менее "успешные" (не люблю это слово, но...).

Нужно ли писать, как именно отреагировали на повесть в этих классах?
Догадываетесь, в чем проявилась разница в восприятии?

Дальше...

1. Сначала был урок в "Г" классе.
Говорили душевно, вдумчиво, эмоционально. Акцент делали на образе дедушки, говорили о нем трогательно и с благодарностью. Итог: книга очень понравилась, читалась на одном дыхании, всё очень близко, понятно и хорошо.

2. Потом урок в "В" классе.
Все мои планы нарушились, урок прошел по-другому. Ибо не с первых слов, но постепенно стали проскакивать оценки ребят, что неинтересно, впустую, плоско, примитивно, что надо было читать раньше, а сейчас неактуально. Мол, что за семья, что за проблемы?!
Я люблю нестандартные ситуации, поэтому с большим любопытством стала расспрашивать про их мнение поподробнее. Многие и правда аргументировали свое неприятие героя и проблем, это всегда очень интересно... Некоторые говорили чуть ли не презрительно о самом мальчике, о его родителях, о его неуспехах - до сих пор перед глазами соответствующие выражения лиц моих ребят.
Стала зачитывать фрагменты, спрашивать - неужели здесь и не о вас тоже?! Если брать не буквально, а более широко...
Ведь они сейчас на ступеньке выбора: куда дальше идти? менять ли профиль? уходить ли в колледж? Я общаюсь с родителями: ой как много похожих ситуаций в семье и у этих ребят, из "сильного математического"... Сами мамы мне с грустью говорят: "Я уже не могу: каждый день я ему твержу "Учись, учись, учись, учись. И чуть ли не дебилом называю. А так хочется других отношений..." Ведь в книге об этом тоже много очень говорится!
Но некоторым ребятам проще было вот так отгородиться, свысока оттолкнуть от себя данную историю и не признаться (скорей всего и самим себе), что часть ситуаций невероятно узнаваемы.
При этом часть ребят (не меньше половины класса) всё-таки с недоумением говорили о том, что им очень понравилась книга, что она очень мотивирующая, что она трогательная, что она актуальная, - и что они не могут понять, почему на нее некоторые так набросились.

В понедельник (завтра) я еще вернусь к этому разговору, чтоб завершить его.
Но вывод для себя сделала вот какой: эту повесть вообще надо брать в 11-ом!!! Я со своим 11-ым математическим чуть-чуть поделилась впечатлениями, прочитала пару отрывков - они всё схватили с полоборота, поняли метафоричность и смысл этой простенькой истории. И многие захотели взять ее в качестве аргументов на ЕГЭ:))
А 9-классники (оба класса) всё же восприняли скорее буквально: "Г" - поняли всё и приняли, т.к. похоже на жизнь многих из них, а "В" - тоже восприняли как реальную историю, но не приняли, оттолкнули.

P.S. А еще в обоих классах были такие ребята, которые ничего не сказали, но весь урок не сводили глаз с меня и с говорящих одноклассников. И знаете, сколько было эмоций в лицах этих молчащих, но активно перваривающих в своей голове всё происходящее???!!! Мне кажется, это как раз те, для кого книга стала самым точным попаданием в цель.

Комментарии


Хочу к вам на урок :)
Спасибо!


Большое спасибо за добрый отклик!))


Как это прекрасно. Мы ничего кроме школьной программы не проходили. Да и ту не до конца осмысливали. Все это доходит до меня сейчас, почти через 20 лет после окончания школы.


Большое спасибо за добрый отклик!))

Да, я тоже вспоминаю, что мы ооооочень много слишком поверхностно "проходили". Сейчас иногда мы так глубоко копаем, и ребята так много понимают и чувствуют - мы в школе такого часто не делали.


Рита, в очередной раз склоняю низко голову перед тобой — Педагогом!
А повесть-роман-рассказ-притча — да, наверное для 11-клашек :-)


Толя, огромное спасибо за добрые слова!..))

(Только сейчас увидела твой комментарий... Почему-то на почту вообще перестала что-то получать с лайвлиба)


А там сбои всякие были :)


Удивительный человек и педагог..)) Как Вы находите время для внешкольной программы?


(Извините, только сейчас увидела Ваш комментарий)

Я понимаю, что вы задали риторический вопрос, но вообще это и правда тяжело - искать время для внешкольной программы. Так-то у нас есть право включать что-то из непрограммных произведений, но я в негуманитарных классах еще дополнительно урываю что-то в пользу современной литературы. (В гуманитарных-то нужно дать всю-всю программу досконально, чтобы на ЕГЭ потом не споткнулись обо что-то...)