Больше историй

28 октября 2016 г. 21:01

2K

Лет 7 назад я начинала работать в замечательном коллективе, состоящем исключительно из эрудированных людей, знающих множество разных языков. В тот момент я знакомилась с японской классической литературой и мне пришлось нелегко. Думаю, многие со мной согласятся, японцев трудно понять европейскому человеку, вот и их литература (не современная, конечно, которая под сильным влиянием запада стала весьма популярной) оказалась для меня чем-то чуждым, непонятным...

Решила я за помощью обратиться к девочке-японистке, с которой у нас сложились хорошие приятельские отношения. На мой вопль: "Таня, помоги, я ничего не понимаю!" коллега ответила взвешенной паузой и следующим монологом:
- Свет, ты когда приходишь в какое-нибудь красивое место, например, к озеру, что ты делаешь? Ты задаешься кучей вопросов, типа: "Какой химический состав воды здесь, интересно? Когда тут появилось это дерево? Почему именно это дерево? А глубина в озере какая в метрах?" Думаю, нет. Скорее всего, ты сидишь, дышишь свежим воздухом, любуешься пейзажем и чувствуешь покой и умиротворение... Ты СОЗЕРЦАЕШЬ. Японские книги написаны для созерцательного чтения, так что, созерцай, Света, созерцай.

Я задумалась. Но вышло так, что именно созерцательное чтение помогло мне полюбить классическую японскую литературу, ведь понять другую культуру задача трудновыполнимая, гораздо легче эту культуру принять как есть. Я не задумываюсь над характерами и поступками героев "Снежной страны", я за ними наблюдаю, а не анализирую, и таким образом я их чувствую, таким образом они оживают в моем воображении. Я понимаю, что танин совет был очень упрощенным, но мне, как человеку несведущему, он послужил тем самым толчком в моем восприятии, когда все становится на свои места.