Фёдор Достоевский «Идиот» — история Гордеева Ольга

19 сентября 2016 г. 14:06

375

Еще 13 любопытных деталей в романе «Идиот»

По мере прочтения романа, я нашла еще несколько интересных деталей, так что пишу вторую часть к ранее опубликованной истории.

1. Многозначительная дисгармония в имени главного героя. Имя Лев, символизирующее власть, силу, мощь и фамилия Мышкин, отсылающая к животному слабому, ничтожному, но, меж тем, вовсе не безвредному. Само сочетание Лев Мышкин несет в себе весьма содержательную двусмысленность, а ведь есть еще отчество Николаевич, также таящее в себе большое значение для творчества Достоевского. Но не забудем и о том, что перед нами не просто Лев Николаевич Мышкин, а князь Лев Николаевич Мышкин. С чего вдруг Христа князем нарекать? В Книге пророка Исайи слово "князь" отнесено к Христу: “Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий: на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”. Но, помимо князя Света, есть еще и князь Тьмы и имя главного героя «Идиота» столь неоднозначно, что складывается впечатление, что это было сделано автором не просто так.

2. В «Идиоте» вовсе не один князь (Мышкин), а целых три. Два других- князь Щ. и князь N., который, судя по его характеру и поведению , обязан своим появлением Николаю Спешневу.

3. От фамилии Павлищев в «Идиоте» произошли «павлищевцы», которые схожи во многом с «петрашевцами». А если вспомнить, кем Павлищев был для князя, какое огромное влияние оказал на его судьбу и формирование его характера, то наличие у этого героя такой фамилии выглядит более чем значительным.

4. Почему именно Лебедев является толкователем Апокалипсиса? Кем делает этого героя данный факт в контексте романа, и, особенно, в контексте его отношений с Мышкиным?

5. У Льва Николаевича весьма странное отношение к природе: с одной стороны он ею восхищается и безмерно обожает, но с другой- боится красоты природы и считает себя лишним на этом «празднике жизни».

6. Достоевский придавал особенное значение Швейцарии в своем творчестве. В «Идиоте» князь Мышкин очень символично «привязан» к этому месту.

7. Мышкина обследовал доктор на предмет психического здоровья и его вывод был вполне очевидным: «Если всех таких брать в опеку, то кого же приходилось бы делать опекунами?» Более того, доктор заключил, что поведение и действия Мышкина выдают вовсе не идиотизм, а скорее, практичный подход к жизни и, даже, хитрость.

8. Соперничество Аглаи и Настасьи Филипповны за Мышкина весьма походит на борьбу ангела и демона за душу человеческую. Любопытно, что Мышкин, в конце концов, приходит к выводу, что любит (и жалеет) их обеих, но жениться решает все-таки на Настасье Филипповне.

9. Князь Мышкин- абсолютный асексуал, т.е. он не просто не вступает в интимную связь, но и даже не помышляет о ней. По крайней мере, нигде в тексте нет и малейшего указания на то, чтобы князь рассматривал свои взаимоотношения с Настасьей Филипповной или с Аглаей в подобном ключе.

10. Достоевский, по каким - то причинам, сознательно не раскрывает читателю множество аспектов взаимоотношений Настасьи Филипповны с Рогожиным. Слишком уж многое именно в их отношениях остается «за кадром».

11. Лев Николаевич сам говорит о себе как о последнем из своего рода. Происхождение же его более чем туманно и читателю подано своеобразно. Мышкин - сирота, у него нет своего дома, прямым текстом указывается на то, что (по понятным причинам) у него не может быть наследников. А вопрос определения отца Льва Николаевича несет в себе далеко не только «кровный» смысл. Видимо, на то были свои причины.

12. Настасья Филипповна рассказывает о том, как по ее мнению следовало бы изобразить на картине Христа. В этом своем рассказе она говорит о ребенке, которого Христос (на картине) ласкает и жалеет. Очевидно, что она видит саму себя в этом ребенке и эта деталь полностью раскрывает чувства героини ко Льву Николаевичу.

13. В «Идиоте» огромное значение имеет внешность персонажей. Облик многих героев описывается весьма подробно (что в принципе не вполне свойственно Достоевскому) и несет в себе важнейшие детали, такие как, например, подробное описание взгляда Настасьи Филипповны и особенностей «страдания» на ее лице. А также тема роковой, всепоглощающей красоты, одурманивающей и сводящей с ума. Интересно, что не только Рогожин (простой человек), но и Мышкин поражен внешностью Настасьи Филипповны и делает на этом большой акцент. К чему князю Христу на внешность смотреть и про спасение мира именно через красоту говорить? В романе нигде нет упоминаний о том, что имеется в виду красота душевная (уточняю, потому как читатели очень любят толковать эту фразу именно в таком ключе). Зато более чем достаточно указаний на восхищение красотой физической. И если и есть кто в «Идиоте», для кого физическая красота безмерно важна и на кого она проиводит сильнейшее впечатление (замечу, что Л.Н. восхваляет также и красоту Аглаи), то это как раз таки Мышкин.

P.S Я совершенно точно убедилась при этом (третьем) прочтении "Идиота", что у Достоевского в его романах нет ни единого лишнего слова. Абсолютно все сказанное: каждое предложение, каждое слово- все несет в себе смысл и имеет огромное значение для понимания романа. И даже если кажется, что какие-то отдельные куски текста или даже целые главы написаны о чем-то отстраненном, прямого отношения к роману вовсе не имеющем, то это лишь уловка. В этих то сложных к прочтению и вроде бы «лишних» местах текста Достоевский заложил самые ценные клады.

Комментарии

Я опять в восторге от этого анализа !!! Заношу в избранное ))

+1 20.09.16
Соперничество Аглаи и Настасьи Филипповны за Мышкина весьма походит на борьбу ангела и демона за душу человеческую.

Интересно, хотя ту все сложно. Он скорее хочет вернуть Настасье Филлиповне утраченный той ангелический образ - как ему видится. То есть он-то и видит ее именно в ангелическом измерении.

+1 13.06.17

Я думаю, он видит ее как жертву. И тут действительно все очень сложно, на то он и гениальный роман:) Анализировать героев можно долго и каждый читатель тут идет своим путем.

+1 13.06.17

Чем дальше в текст - тем больше текста:)

0 13.06.17
Как обычно для Ливлиба, пустые рецензии, написанные якобы "гуру", набирают тонны лайков, а вдумчивые информативные отзывы с попыткой анализа остаются  почти незамеченными.
0 13.12.22
На всякий случай, это я так похвалил вашу рецензию. Серьезно
0 13.12.22
8. Достоевский использует и деконструирует многие штампы, в том числе и этот.

10. Отношения НФ и Мышкина также и даже в большей мере остаются за кадром. Например, мы не знаем, о чем именно они говорили в течение месяца жизни рядом друг с другом в провинции, а это очень важный момент в романе.

12. Из всех интерпретаций картины согласен именно с этой.
0 13.12.22
Есть ли "лишние слова" в романе - спорный момент. Но любим мы его не за это (с)
0 13.12.22