Больше историй

6 июня 2016 г. 19:19

399

Цветаева стала первым моим трагедийным соприкосновением с миром искусства.
Открыв в её стихах схожую с собой гипертонию чувств, я навсегда пленился "вихревыми конструкциями" и "малиновыми ритмами" в них.
Тогда же мне попались слова Цветаевой о том, что она ничего не может любить, если на это не легла её душа. Это состояние отъединённости от мира, расплёскнутости души на мир, было мне более чем знакомо.
Духовное обнажение в поэзии Цветаевой особенно потрясло меня тем, что она пишет о душе, как о нечто до боли родном и привычном, как о дыхании, которое не замечают. Другие поэты противопоставляли себя душе, описывая её со стороны, Цветаева же - писала душой, из самой души, порой не замечая её и не веря в неё.
Потом было потрясение, когда я узнал о том, как умерла Цветаева. До сих пор помню, что это было так, словно бы только-только познакомившись с близким мне человеком, я узнал о его внезапной смерти. Тогда же было и другое " прозрение" о том, что мне придётся фатально познакомиться с близкими моей душе поэтами, узнав и об их смертях, пережив их как драму.
Уже потом я узнал, что и для Цветаевой прошлое и поэты прошлого, не умирали : нечто вечным в себе, она жила во времена Гомера, Гейне.. разговаривая с ними как с живыми : в этом есть что-то от любви Пушкина к книгам-друзьям.
Чуть позже, неземная нежность, горение духа и бунтарство в поэзии Шелли, как-то незаметно для меня сроднились с этими же качествами и у Цветаевой ( кстати, у Цветаевой, до странности много общего с Перси и Мэри Шелли, в датах жизни и в судьбах)
Потом я полюбил поэзию Есенина, но через творчество Цветаевой. При их жизни даже были случаи, когда их путали. Через несколько лет я увидел во сне чужой и жутковатый сон : Берберовой однажды приснилось, что в комнате рядом висят чуть покачиваясь Цветаева и Есенин...

Кстати, давно заметил, что у каждого поэта есть свои "тотемные" животные и деревья, и их поэзия во многом и говорит их душой. Поэты вообще делятся на кошатников : Ходасевич, Бродский, Бодлер.. и собачников : Есенин, Байрон.. и̶н̶т̶е̶р̶е̶с̶н̶о̶ ̶б̶ы̶л̶о̶ ̶б̶ы̶ ̶у̶з̶н̶а̶т̶ь̶ ̶о̶ ̶п̶о̶д̶о̶б̶н̶о̶м̶ ̶д̶е̶л̶е̶н̶и̶и̶ ̶у̶ ̶ц̶ы̶г̶а̶н̶с̶к̶и̶х̶ ̶п̶о̶э̶т̶о̶в̶
У Цветаевой же, довольно странное сочетание и чувство волчьего и кошачьего в поэзии, с её лунатическими мотивами и ритмами, и "чёрным солнцем - ночью."
Есть в её стихах эта ласкательность кошек к вещам, с их хождением по карнизам вещей, непокорность, и то, как они вкрадчиво огибают полузакрытые двери, предметы, порою совершая полубезумные прыжки с одной высоты на другую.
Хотя, есть в её поэзии и нечто мотыльковое, с шальной амплитудой полёта мотыльков, с их самоцветной гранёностью воздуха. В поэзии Цветаевой - вся материя цветёт душой.
Цветаева и в жизни очень любила кошек, и, когда она однажды переезжала, один кот, с которым она "разговаривала", даже плакал.
Да она и сына своего называла "Мур".
До сих пор не могу спокойно читать её " Стихи к сыну". Сколько в них предчувствия беды, судьбы !
Мир, и судьба в частности, порой не могут сдерживать вечные тайны или грядущее в этом "мире мер", и проговариваются в символах жизни, в жутковатых оговорочках искусства и судьбы : сын Цветаевой родился с пуповиной, обмотанной вокруг шеи.
Особенно трогательно в стихах Цветаевой, как она запросто общается с музой : " Что, муза моя ? Жива ли ещё ? " Так древние греки разговаривали со своим сердцем. Её пронзительная "Муза", это не только тайное предисловие к "Больной музе " Бодлера, но и плач по всему прекрасному и поруганному.
Потом я познакомился и с изумительной прозой Цветаевой, в которой есть многое от прозы Набокова : схожее чувство какого-то сладкого света ( многое бы я отдал за то, чтобы "прокрасться" и узнать, о чём они говорили на вечерних парижских холмах. Кстати, Набоков её называл гениальным поэтом.)
И всё стало на свои места. Поэзия - душа. Проза - тело. А проза таких гениальных поэтов как Цветаева - одухотворённое, окрылённое тело, ибо душа в нём впервые освобождается от себя, обнимая тело, обнимая тех, кого она любит.
картинка laonov
К сожалению, нет фото с Цветаевой и кошкой, но есть любимая мной фотография с собакой.

Ветка комментариев


Набоков её называл гениальным поэтом

А можно узнать, где он это писал?
Насколько мне известно, В.Н. с Верой недолюбливали М.Ц. и ее творчество, В.Н., в частности, раздражала экскламативность ее стихов. В "Пнине", кстати, он пародирует двух поэтесс-соперниц начала века - Цветаеву и Ахматову. Последняя за эти пародии его буквально возненавидела )


Он так её назвал в "Память, говори" - со свойственными ему оговорочками.)
Да, разумеется я знаю о "нелюбви" Набокова к Цветаевой и вообще к женщинам писателям. Но с Цветаевой - как и с Достоевским ) - случай особенный. Ну да, он многое отрицал в её творчестве, даже в своё время сделал забавную пародию на её стихи, - которую потом даже припишут самой Цветаевой - , но он и многое в ней ценил .
Если не ошибаюсь, то Цветаева лишь раз упомянула творчество Набокова, не очень лестно высказавшись о его " Весне в Фиалте" : " скучновато". Может, свою роль сыграли воспоминания о Ялте, о встрече Набокова с любимым ею Волошином и т.д...Набоков и Цветаева ещё тогда тогда встретиться в Ялте. Вы же сам знаете об отношении Набокова к писателям. Как он восхищался Джойсом, Борхесом.. а потом уставал то них, словно наигравшийся ребёнок. Но он умел и признавать ошибки - как в случае со стихами Поплавского- . Да и мнение о писателях иной раз у него менялось как и у Толстого.
Про Ахматову и "Пнина" я знаю. ) Если честно, меня несколько удивила такая реакция Ахматовой. Тогда поэты вообще многие вещи воспринимали в штыки от собратьев по перу.


Про "Весну в Фиалте" - скучновато?!
Бедная Марина Ивановна, добитая тяжелыми жизненными обстоятельствами и потерявшая восприимчивость к прекрасному и значительному...


А знаете, может вы и правы. Трагедии в жизни Цветаевой - как это часто бывает- как-то сдвинули в ней границы трагедийного и прекрасного. Но лишь сдвинули. Чувство прекрасного у неё было развито очень хорошо. Точно не помню, но она сказала о "Весне" не просто "скучно", но что это неинтересно и не нужно прежде всего и Набокову : в этом есть какая-то усталость души.
Но не забывайте, что и сам Набоков высказывался не очень лестно - мягко говоря - о многих прекрасных книгах.
А "Весну" я очень люблю. Есть в ней что- то от "Дамы с собачкой"


Я тоже люблю и вообще считаю, что в конце 1930 - начале 1940-х гг. В.Н. написал свои лучшие произведения, гениальные рассказы вроде "Весны", а еще "Приглашение на казнь", "Дар", очень милую вещь "Подлинная жизнь Себастьяна Найта", а также начал писать вторую часть "Дара", которую мы где-то с вами уже обсуждали. Но для МЦ тот же период был, увы, началом заката...