Больше историй

14 мая 2016 г. 13:31

1K

Святочный замок

Когда-то, в прошедшей ли жизни, в ином ли мире, "во сне внутри другого сна", я была сентиментальной шестнадцатилетней барышней-англоманкой с типично институтским характером и институтской же страстью ко всякого рода священным тайнам.
В те времена я зачитывалась Остин и Диккенсом и неизменно проводила долгие полярные ночи-дни за вереницей старинных романов, точноТатьяна Ларина двадцать нового тысячелетия. Со мной рядом ещё не существовали ни Абеляр, ни Шелли, ни Байрон, ни Достоевский, ни Блок, ни Мережковский, а Китса, Жуковского и Гумилёва я едва-едва начинала ценить.
Это была странная, непонятная мне сейчас Вселенная "до-Эрмитажа", "до-Лоэнгрина", где не существовало Каспара Давида Фридриха и Рихарда Вагнера. Вселенная маленькой девочки, не любившей стихов, не имеющей веры и предпочитающей лёгкость изложения философскому содержанию. Вселенная, где народные святочные рассказы подменили Евангелие...
Итак, Рождество 2011 года. Я блудждаю по электронным библиотекам в поисках очередной страшной истории и желаю от неё одного: "чтоб привидений было побольше, а фактов поменьше". Нахожу (уже, кажется, не существующий) сайт об английских готических романах. Скачиваю и прочитываю за один вечер "Замок Отранто", наивность которого ужасно меня разочаровывает и в то же время ввергает в шок.
В тот момент я готова была остановиться и завязать с данным жанром раз и навсегда, но смутная мысль о том, что фамилия "Радклиф" мне немного знакома, заставила без промедлений приняться за "Удольфо". Других оцифрованных произведений писательницы в ту зиму я попросту не сумела найти.
Тихая вьюга за окнами. Жёлтые огоньки свечей на полузабытой ёлке. Покойное старое кресло. И книга. Неведомый, пугающий и такой родной для неспокойной детской души проторомантизм...
Четыре дня стояли тридцатиградусные морозы. Четыре дня я не выходила из дому, путешествуя по итальяно-французской "осени средневековья". Удивительно, но этот роман вверг меня в необычное взволнованное состояние, близкое к кошмару самых страшных святочных гаданий возле зеркал!
Даже самые очевидные несовершенства "Удольфо" в моих глазах приобрели обличие достоинств. Фантастические пейзажи, предтеча моей будущей влюблённости в полотна Фридриха, Робера, Гиртина и Лоррена, на много лет вперёд определили мою любовь к природе. Нежные, неумелые стансы Эмилии заставили написать первые в жизни стихи. В образе Валанкура впервые мелькнул Тот Самый Рыцарь, слепок с которого я позже увижу и в "Лебедином озере", и в "Песни о Нибелунгах", и в поэзии трубадуров. Впрочем, в настоящий момент мне немного за двадцать, а я по-прежнему не против и в реальной жизни встретить "Того Самого"...
Но вернёмся к роману. Его нередко ругают за излишний объём. Я же нашла "Удольфские тайны" чересчур краткими и сразу же после прочтения попыталась найти им хоть какую-то замену. Так в мои руки попали лорд Байрон, Гёте, Новалис, Вальтер Скотт, Мэри Шелли, Клара Рив, В.Ф.Одоевский, В.А.Жуковский и множество других великих романтиков, навсегда изменивших мой внутренний мир. Так я вошла в сложный мир Средневековья и Ренессанса. Так увлеклась гностической и религиозной философией, а через них пришла и к полноценной вере в Бога.
В моей жизни было и будет немало книг, в том числе и неоспоримо великих, как "Идиот" или "Божественная комедия". Конечно, ни в коем случае не следует ставить в один ряд с ними "Удольфо", эту наивную готическую игрушку из восемнадцатого столетия. Но без неё я бы точно не доросла бы до серьёзной, по-настоящему классической литературы.
Я искренне люблю этот роман, поскольку он дал мне первые представления о Красоте и Чести.
И я буду помнить его всю жизнь, "как первую любовь".
Он превратился в зеркало, навеки запечатлевшее моё шестнадцатилетие...