Больше историй

18 апреля 2016 г. 17:27

1K

О Марфе и Федельм

Патрик сидит, подобрав под себя босые ноги и аккуратно расправив на коленях небелёную рясу. Под боком у него баклажка с чистой колодезной водой и краюха мягкого хлеба, заботливо завёрнутого в вышитое полотенце милейшей язычницей, которая держит местный трактир. Девица решила, что полоумного проповедника нужно подкармливать, обстирывать, холить и лелеять, и с завидным упорством выполняет намеченный план, но слушать о Господе нашем Иисусе наотрез отказывается. Патрик шутливо называет её Марфой, хотя её настоящее имя Федельм, и сам смеётся своей, в общем-то, несмешной шутке, которую она всё равно не понимает.
(«Святой Патрик и последний змей»)


Имеются в виду евангельские Марфа и Мария, сёстры Лазаря из Вифании. Однажды Иисус пришёл в дом Лазаря, и Мария сразу села у Его ног слушать Его слово, Марфа же заботилась о большом угощении. Ей не нравилось, что Мария не помогает ей, и в конце концов она подошла к Иисусу и сказала: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Луки 10:38–42).
Кстати сказать, юмор я тоже словила не сразу, а благодаря той же Байетт. То есть сразу было понятно, что отсылка тут есть, но я не так хорошо, к сожалению, знаю Евангелие. В "Обладать" же кузина Сабина описывает разговор с Кристабель: "Будь я доброй тётушкой Феей, я бы пожелала ей [Сабине] иметь хорошенькое личико - оно у неё, кстати, есть - и способность заботиться о простых, каждодневных вещах." - "Так ты хочешь, чтоб я была Марфой, а не Марией!" Тут-то я и вспомнила про ту несмешную патрикову шутку )) ещё надо вспомнить, что дом Кристабель и Бланш был назван Вифанией и что Рандольф Эш пишет поэму о Лазаре (Лазарь вообще его очень занимал): "Удивительно живо изображаете Вы, как любят Его, как нуждаются в Его утешении лишившиеся Его женщины в доме Лазаря, неутомимая хлопотунья Марфа и воспаряющая мыслью Мария, – как ощущают они Его живое присутствие, каждая на свой лад: Марфа видит в Нём устроителя домашнего благочиния, Мария – Свет Угашенный". У Байетт это относится к рассуждениям о социальной роли и возможностях женщины и со сказкой о Патрике и змее уже не имеет глубинной смысловой связи.
Что до Федельм, то это имя пророчицы из Уладского цикла ирландской мифологии.