Больше историй

9 апреля 2016 г. 12:49

9K

Честно говоря, в последнее время я немного устала от книг о подростках, потому что они обычно проблемные: то в школе травят, то семья разваливается, то любовь не удалась, то отец в тюрьму попадает, то мама от рака умирает и далее по списку. Нет-нет, только не подумайте, что я против таких книг. Я всеми руками "за", потому что жизнь как раз не розовый сироп и пусть лучше об этом станет вовремя ясно из книг.
Но вообще я сейчас не об этом. Потому что Нина Дашевская пишет совершенно по-другому. Её подростки из хороших семей, увлеченные и думающие. Нет, это совершенно не скучно, когда нет никакой особой интриги, а есть нормальная такая повседневность. События в книгах Дашевской не выпуклые, они только декорации, они оттеняют самое главное - впечатления, мысли, образы, чувства.
Не тормоз - это такой прекрасный подросток Игнат, который живет на высочайшей скорости и совершенно теряет себя вне движения. Он даже ходить толком не может - только мчаться на роликах, на самокате. И голова у него работает с такой же неимоверной скоростью, мысли бурлят в ней, как в чайнике. Не скажу, что у него классический СДВГ, скорее, элементы (в книге, кстати, об этом есть упоминание). Для диагноза не хвтает некоторых характерных проблем. (Хотя, вероятно они остались за кадром, в младшем школьном возрасте.)
Я не знаю, откуда Нина Дашевская знает, что творится в голове гиперактивного мальчика-подростка, но, кажется, она правда это знает. По крайней мере, рассказ от первого лица вызывает абсолютное доверие мамы СДВГэшного сына почти 9 лет. Да, это писал подросток, в голова которого устроена совершенно иначе, чем у нас, "тормозов". И в этой инопланетно прекрасной голове постоянно рождаются Слова, которые живут своей жизнью и переполняют, и просятся на свободу. Для меня это очень узнаваемо - зависимость от слов, постоянная игра словами, потоками проносящихся слов, постоянная подсознательная потребность в новых словах, в информации. Я узнала Сашу! Кажется, начинаю немного понимать, что творится в его голове. Поняла, что слова для него значат так много, что они действительно и ранят, и радуют его намного сильнее, чем я могу себе представить (только поверить, принять и быть аккуратнее со словами). Саша постоянно пробует слова, играет ими, превращает одни слова в другие - для него слова как приключение. От того, что мне наконец показали и помогли почувствать хоть маленький кусочек внутреннего устройства моего ребенка, я сильно воспряла духом.
Вот, смотрите, как хорошо!
"

Блокнот помещается в карман. Пусть там и лежит. Я еду на роликах, а в кармане у меня - новенький жёлтый блокнот. Совершенно пустой. Это примерно то же самое, что и какая-нибудь еда. Если она в кармане, так и думаешь, как бы её съесть. Так и тут: чистая бумага. Что я буду писать туда? Только и думается...
Остановился на светофоре. Двадцать одна секунда. Как раз. Пишу.
У человека голова,
А в ней болтаются слова.

"
И ещё.
"

В лифте достаю свой блокнот. Я же не дописал тогда, у меня было в голове больше слов.
И пишу дальше, чтобы не забыть.
У человека голова,
А в ней болтаются слова.
У человека две ноги,
Они кричат ему: беги!
И он бежит, а в нем слова
Внутри слепляются по два."

***
За каждую строчку можно держаться как за соломинку, нет, как за надежное бревно даже:) Игната можно много цитировать. Вообще огромное наслаждение наблюдать за рефлексирующим, увлеченным, открытым 13-летним человеком. Как Игнат находит друга, как складываются его отношения в классе, как он задумывается о других людях, не проходит мимо тех, кому плохо, как он заботится о младшем брате и любит родителей. У него прекрасные родители! У мамы Игната можно учиться доверию к сыну. Папа вроде за кадром, почти всегда в экспедициях, но это надежный папа, который всегда рядом, даже когда далеко. Увлеченный своей профессией мужчина - это же прекрасно. Сын сломал ногу. Кому он позвонил первому? Папе. Это тоже о доверии. А когда я дочитала главу, как Игнат пришёл в садик за братом, а брата-то и нет, кто-то забрал.., то плакала, когда тот таки нашелся. Именно в этой главе максимально раскрывается друг Игната Волкова - Костик Зайцев. Кстати, учителя у Игната тоже на редкость хороши. Вообще сплошные положительные персонажи окружают нашего героя. Но это ни разу не отдает сладким сиропом. (Надо же так уметь писать, чтобы все положительные от макушки до пят, и хоть бы одна фальшивая нотка прозвучала!) А всё потому, что мы попали в личную реальность Игната - светлую и немного наивную для 13-летнего подростка. Нет, он не живет в розовых очках, он очень остро ощущает чужую боль (успокаивает незнакомую плачущую девушку, ходит в гости к больной учительнице, помогает упавшему инвалиду, мимо которого проходят все, принимая за пьяницу), но в целом его взгляд сфокусирован на светлой стороне жизни. Он укоряет себя, что вот братья-близнецы Левины живут в более реальной реальности и мечтают помогать людям, а он всё гоняет на самокате... И совсем не замечает, что они только мечтают помогать, а он уже помогает миру становиться лучше - утешает, поднимает, обнимает, выслушивает. Каждый день. Это то самое искусство малых шагов, которое так не многим дано. Не зря старушка Танечка говорит ему: "Кому много дано, с того много и спросится". Он просто ещё не понял, насколько много ему дано! И одноклассница Шолпан не зря учит Игната чуть-чуть притормаживать, и молчать, и просто смотреть. У него получится, у него уже получается.