Больше историй

28 марта 2016 г. 06:28

690

Об оксюморонах

картинка majj-s


Любимая народная забава - смотреть сериалы, миновала меня. За одним исключением. Первый сезон "Отчаянных домохозяек", намертво прилипнув к экрану. Не могу сказать,чем привлек больше: оксюмороном в названии, восторженным отзывом журнальной критикессы или тем. что подруга, с которой поделилась желанием смотреть, ответила: "О, а я как раз его тебе собиралась предложить". На том и порешили, наберем пива и всяких закусок (соблазн написать "возьмем бутылочку мартини", более комильфо, но нет - пиво), да и посмотрим премьерную пару серий. Не понравится кино, хоть расслабимся.

Кино понравилось. Мгновенно очаровав этим приемом, который в "Красоте по-американски" заставляет захлебнуться воздухом на последних минутах. Герой-рассказчик уже умер, а голос его звучит. Без надрыва, обиды, боли и истерики. Без желания обвинить кого бы то ни было в чем бы то ни было. Моя жизнь закончилась, так уж вышло, ваша продолжается. И оттуда, где я теперь, смотрю на вас со спокойной приязнью, люблю вас, оставшихся, принимаю вашу любовь. Как у Франсуа Вийона:

Господь простит - мы знали много бед,
А ты запомни - слишком много судей.
Ты можешь жить, перед тобою свет.
Взгляни и помолись. А Бог рассудит.

Он весь вийоновский по настроению, весь как "Баллада поэтического состязания в Блуа":

"От жажды умираю над ручьем, смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя"

- сочетание несочетаемого. С названия начинается: ну какое отчаяние может быть у домохозяек, помилуйте? Это ж ясно, как божий день, женщина сидит дома, создает уют, белоснежный передник, ватрушки с творогом к чаю, мужняя зарплата и никакой тебе необходимости ломаться на работе. А какая отчаянность? Тоже нашли неуловимых мстительниц. Домохозяйки, они кто по определению? Правильно - коровы, жвачные в теплом стойле, степфордские жены.

Ну-ну. А Островского забыли, у которого за высокими заборами кипят шекспировские страсти? А Диккенса, главного в мире певца семейных ценностей, у которого чего только не случается за респектабельными фасадами? Ну ты загнула, матушка, сокровищницу мировой литературы с сериалом сравнивать. А отчего же нет? Все в мире связано со всем и в том успех проекта, что сумел гениально интегрировать тысячелетний опыт, пересадив на современную почву архетипы греческих трагедий и исландских саг.

Ну нет, актрисы, конечно, тоже дивно хороши, в каждую по отдельности и весь ансамбль влюбляешься мгновенно и навсегда. И интрига (множество интриг, пружинно закрученных, острых). И диалоги. И динамика, первый сезон несется локомотивом, что локомотивом - сверхзвуковым лайнером. А все же главное тут - эта дивная, через край, наполненность аретипами. Странница перехожая из "Волков и овец" Островского говорит: "Кто пьет чай, тот отчаянный". На том и закончу.