Больше историй

18 января 2016 г. 13:28

188

С третьего раза...

"Сто лет одиночества".
Название привлекало меня давно, но с книгой этой у меня никак не получалось хороших отношений.
Теперь же она прочитана, но я не стану писать рецензию. Расскажу свою историю, может быть, кому-то, кого эта книга отпугнула с первых страниц, она и будет полезна.

Я начинала читать эту книгу несколько раз. В первый раз я бросила её уже на 4 странице, пережив дикий ужас от совершенно нечитабельного, как мне тогда показалось, и наискучнейшего, просто наизануднейшего текста. Во второй раз я не осилила даже 4 страниц - бросила на второй, определённо чувствуя, что это не моё. Не вспомню точно, сколько лет мне было, кажется, в районе 18, когда я взяла эту книгу первый раз, и, может, года 3-4 спустя, когда я решила попробовать ещё разок.

Впоследствии я периодически натыкалась на эту книгу в магазинах и на рецензии о ней - на этом сайте. Время от времени я просматривала рецензии снова. Люди разделились на два лагеря. Одни считали, что это шедевр, другие - что это маразм. Я была склонна верить вторым. Знаете ли, сейчас модно выдавать за мега-философское-и-крутое-произведение откровенную массовую чепуху.

В общем, что-то меня влекло прочесть эту книгу и что-то отталкивало. Две неудачные попытки прочно стояли в памяти. Но всё-таки я решилась и пошла в библиотеку. И в третий раз попросила там книгу Маркеса.

И произошло то, что сильно меня удивило. Эта книга, этот текст увлекли меня... нет, не с первых страниц, а с первых строк, что там, с первых букв! Стиль автора показался мне восхитительным. Текст выглядел как некое произведение искусства, как мастерски выточенная из мрамора фигура. Всё здесь было к месту, и не было ничего лишнего. Красивый, ясный текст, строгий и глубокий одновременно. Я была в восторге и в замешательстве. Как же так? Ведь я не могла прочесть и пары страниц, а теперь не могу оторваться?

Признаюсь, я не поняла этой книги. Сюжет увлекателен - ты словно один из призраков, притаившихся в доме Буэндиа, который наблюдает за жизнью многострадальной семьи и не менее многострадального города, словно ты - дух того самого цыгана, который ещё обитает в странной не стареющей комнате и смотрит, как разворачивается и как заканчивается история славного рода. Это цепляет, это интересно. По поводу того, чтобы записывать в тетрадочку родственные связи героев романа - глупость, я прекрасно всех помнила. Правда, я изначально настраивалась на то, чтобы это помнить, т.к. примерно представляла, что меня ждёт.

Итак, поколение сменяет поколение, в город врывается и разрушает всё цивилизация, большой мир пытается вместиться в маленькой городок Макондо и тот, не выдерживая, лопается, как шарик, который слишком сильно пытались раздуть. Одиночество преследует каждого в роду Буэндиа. У всех своя история, своя судьба. Это захватывает. Целый век вмещается на пару сотен страниц, множество жизней под одной тонкой книжной обложкой.

Послесловие, которое, в общем, я прочитала в самом начале, т.е. до прочтения романа, впечатлило. Оно было столь пафосным и восторженным, сколько скучным и совершенно пустым. Но я-то уже решила, что книга не так просто, что тут ого-го в ней что, ну просто "вааааще" как... Отображение традиций, всяких там суеверий, мировой истории и много ещё чего. В общем, так умно, что даже читать стало страшно...

И да, я этого всего не увидела и не оценила. Для меня это была просто книга, просто вихрь человеческих судеб... Книга, о которой, если меня спросят "о чём она?", я не смогу сказать ни слова. Действительно, о чём она?

Могу сказать только одно. Книга меня впечатлила. Думаю, это одна из тех книг, которые нужно читать в определённом настроении. Как-то один из читателей так именно о ней и сказал. И я с ним согласна. Для меня это было настроение "всё вокруг капец". Возможно, если кто-то, подобно мне, не раз брался за эту книгу, но не видел в ней ничего хорошего, всё-таки оценит её, нужно лишь дождаться какого-то подходящего времени?..